КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общиеичастныепринципыуправления
Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой, иными словами, переводят яг язык практики объективные законы и закономерности. Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отра жают объективную реальность, существующую вне зависимости от со знания человека, т. е. они объективны. Вместе с тем каждый их принци пов - это идея, т. е. субъективная конструкция, субъективное построение торое мыслительно создает каждый руководитель на уровне его позна-ш. общей и профессиональной культуры. Основное требование к принципам управления состоит в том, что-1 их соблюдение повышало эффект практической деятельности. При-шпы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, эдювятся основными правилами, в соответствии с которыми осущест-[яется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и фор-.лировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, воплощать, в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов фавления, в организационных формах работы, методах управленчески деятельности. В литературе нет единого подхода к классификации принципов управ-:ния. Классификация принципов должна основываться на отражении [ждым из выделенных принципов различных сторон отношений управ-'ния. В практике управления государственными органами применяются >щие и частные принципы. К числу общих (универсальных или основных) принципов управления згут быть отнесены принципы: • научности; • системности, системного подхода; • единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке реше- • централизации и децентрализации; • единства распорядительства и ответственности в управлении; • оптимальности (принцип экономии времени); • информационной достаточности; • обратной связи. Принцип научности требует построения системы управления и управ-;ния ее деятельностью на строго научных основах. Необходимо исполь-вать прогрессивные научные идеи в практике управленческой работы, ^м выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя,:м меньше возможностей для проявления субъективизма. Принцип системности - ведущий принцип управления. Системность 1начает необходимость использования системного подхода в принятии обого управленческого решения. В системе управления даже частное жальное ошибочное решение может свести на нет всю деятельность [стемы, привести к ее разрушению. Системный подход предусматривает;учение объекта управления и управляющей системы совместно и нераз-шьно, как целого. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы. Принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями руководителя (единоначальника). Это выражается: • в полноте и объеме властных полномочий для решения поставлен • в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции • в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководите По принципу единоначалия осуществляет свою деятельность руководитель ФТС России. Принципы централизации и децентрализации. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной системы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации на уровне отдельных звеньев. Централизация и децентрализация находятся в единстве и дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность и возможность оперативного реагирования. Принцип единства распорядительства и ответственности в управлении. В государственной системе за конкретным руководителем установлена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительства по конкретному вопросу на любом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т. п.). Основные варианты закрепления полномочий распорядительства слегающие: • за непосредственными руководителями в рамках общей субордина- • за вышестоящими руководителями - полномочия, которые не деле- • за руководителями функциональных подразделений - полномочия Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций. Принцип единства распорядительства и ответственности означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, н что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестоящему лицу. Принцип оптимальности (принцип экономии времени) требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, в первую очередь, относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений. Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России, ГНИВЦ предпринимают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающихзадачам таможенного дела. Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования или существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном илк заданном состоянии. Методологическая функция принципа обратной связи определяете* рядом его существенных признаков. Во-первых, обратная связь не исчерпывается наличием причинно-следственных связей или обратным воздействием вообще. Она приобретает характер специального обратного воздействия, а именно управляющего обратного воздействия и обусловливается передачей осведомительной и контролирующей информации. Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи явля ется то, что это принцип организации, поскольку его действие обусловле но определенной внутренней структурой и достаточно высоким уровне*, организации системы управления, а также потому, что этот принцип спо собствует повышению уровня организации систем управления. В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой \ необходимым условием развития и совершенствования сложных самоуп равляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранение или сохранения и развития системы управления. Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции сотасования, координации действий с другими системами управления. Частные принципы управления, имеющиеся в таможенных органах: • законности и оперативного реагирования на изменение обстановки; • сочетания центрального, регионального и местного управления; • разделения труда; • иерархии (каждый нижестоящий сотрудник или подразделение под • диапазона управления (предусматривает ответственность вышестоя • делегирования полномочий (состоит в передаче руководителем част тентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |