Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общиеичастныепринципыуправления




Принципы управления - это наиболее общие, основополага­ющие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.

Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и дей­ствуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и жела­ния. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в инте­ресах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой, иными словами, переводят яг язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отра жают объективную реальность, существующую вне зависимости от со знания человека, т. е. они объективны. Вместе с тем каждый их принци пов - это идея, т. е. субъективная конструкция, субъективное построение


торое мыслительно создает каждый руководитель на уровне его позна-ш. общей и профессиональной культуры.

Основное требование к принципам управления состоит в том, что-1 их соблюдение повышало эффект практической деятельности. При-шпы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, эдювятся основными правилами, в соответствии с которыми осущест-[яется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и фор-.лировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, воплощать, в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов фавления, в организационных формах работы, методах управленчес­ки деятельности.

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управ-:ния. Классификация принципов должна основываться на отражении [ждым из выделенных принципов различных сторон отношений управ-'ния. В практике управления государственными органами применяются >щие и частные принципы.

К числу общих (универсальных или основных) принципов управления згут быть отнесены принципы:

• научности;

• системности, системного подхода;

• единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке реше-
ш;

• централизации и децентрализации;

• единства распорядительства и ответственности в управлении;

• оптимальности (принцип экономии времени);

• информационной достаточности;

• обратной связи.

Принцип научности требует построения системы управления и управ-;ния ее деятельностью на строго научных основах. Необходимо исполь-вать прогрессивные научные идеи в практике управленческой работы, ^м выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя,:м меньше возможностей для проявления субъективизма.

Принцип системности - ведущий принцип управления. Системность 1начает необходимость использования системного подхода в принятии обого управленческого решения. В системе управления даже частное жальное ошибочное решение может свести на нет всю деятельность [стемы, привести к ее разрушению. Системный подход предусматривает;учение объекта управления и управляющей системы совместно и нераз-шьно, как целого. При этом должны быть определены цели и критерии


для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрываю­щая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и со­вершенствует структурное и функциональное единство системы.

Принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработ­ке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться кол­легиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплекс­ность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип едино­началия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями руководителя (единона­чальника). Это выражается:

• в полноте и объеме властных полномочий для решения поставлен­
ных перед данной структурой задач;

• в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции
с ответственностью государства за предоставленные права;

• в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководите­
лей-единоначальников.

По принципу единоначалия осуществляет свою деятельность руково­дитель ФТС России.

Принципы централизации и децентрализации. Централизация позво­ляет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной сис­темы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и опера­тивно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации на уровне отдельных звеньев.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и дополня­ют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с поте­рей автономности она потеряет свою структурность и возможность опе­ративного реагирования.

Принцип единства распорядительства и ответственности в управ­лении. В государственной системе за конкретным руководителем установ­лена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительст­ва по конкретному вопросу на любом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т. п.).


Основные варианты закрепления полномочий распорядительства сле­гающие:

• за непосредственными руководителями в рамках общей субордина-
зп! - полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

• за вышестоящими руководителями - полномочия, которые не деле-
^грованы ими на нижестоящие уровни;

• за руководителями функциональных подразделений - полномочия
• рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышес-
тшгашм руководителем.

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обес­печивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каж­дый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда раз­ные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

Принцип единства распорядительства и ответственности означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от од­ного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, н что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестояще­му лицу.

Принцип оптимальности (принцип экономии времени) требует посто­янного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, в первую очередь, относится к информационным операциям по подготов­ке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий поз­воляют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математи­ческих методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях не­бывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огром­ное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России, ГНИВЦ предприни­мают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающихзадачам таможенного дела.

Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управ­ляемой подсистемами, которая носит информационный характер и явля­ется необходимым условием протекания процессов управления как осно­вы существования или существования и развития систем управления. Это


также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управлен­ческих действий.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое откло­нение системы от ее естественного или заданного состояния является ис­точником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном илк заданном состоянии.

Методологическая функция принципа обратной связи определяете* рядом его существенных признаков.

Во-первых, обратная связь не исчерпывается наличием причинно-следственных связей или обратным воздействием вообще. Она приобрета­ет характер специального обратного воздействия, а именно управляюще­го обратного воздействия и обусловливается передачей осведомительной и контролирующей информации.

Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи явля ется то, что это принцип организации, поскольку его действие обусловле но определенной внутренней структурой и достаточно высоким уровне*, организации системы управления, а также потому, что этот принцип спо собствует повышению уровня организации систем управления.

В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой \ необходимым условием развития и совершенствования сложных самоуп равляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранение или сохранения и развития системы управления.

Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции сотасования, координации действий с другими системами управления.

Частные принципы управления, имеющиеся в таможенных органах:

• законности и оперативного реагирования на изменение обстановки;

• сочетания центрального, регионального и местного управления;

• разделения труда;

• иерархии (каждый нижестоящий сотрудник или подразделение под
чиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархи]
отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только своих, н<
и всех подчиненных ему сотрудников);

• диапазона управления (предусматривает ответственность вышестоя
щего должностного лица за деятельность строго определенного количес
тва подчиненных);

• делегирования полномочий (состоит в передаче руководителем част
возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компе


тентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных пов­седневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.