Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика. Сознание. Бессознательное




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

 

1. Биологические основы психики.

2. Естественнонаучные основы психологии.

3. Сон и сновидения.

4. Изменение состояния сознания.

5. Наркотические средства и патологические состояния сознания.

6. Неосознаваемые психические процессы.

7. Внутренний мир и состояния сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.

8. Методы психологического исследования.

9. Научные психологические методы в практической деятельности специалиста.

10. Сущностные качества психики человека.

 

Опираясь на определение психики как особого свойства высокоорганизованной материи, функции мозга, заключающейся в отражении реального мира, необходимо осмыслить вытекающие из него важные методологические выводы.

Во-первых, психика нетождественна материи, она лишь одно из ее свойств и, следовательно, вторична по отношению к материи, т.е. она обусловлена, производна, зависима от своего материального носителя - мозга; кроме того, будучи отражением, образов предметов материального мира, она и зависит от этого мира. Наконец, психика вторична и в том смысле, что ее появлению исторически предшествует материя, длительная эволюция живых организмов на Земле.

Во-вторых, психика субъективна, т.е. любое ощущение, мысль несут на себе черты, отпечаток субъекта (человека), его опыта, потребностей, установок, мотивов и т.п. Ведь окружающий нас мир отражает не мозг сам по себе, а человек как живое социальное существо со своими устремлениями, желаниями, знаниями и т.д. В силу этого психические образы неизбежно включают в себя элемент субъективности, так или иначе зависят от субъекта, его прошлого и настоящего. Поэтому психику человека следует рассматривать не только в процессуальном плане, но и в ее содержательном значении.

Для правильного понимания психики человека существенное значение имеет то, что она – не пассивный зеркальный отпечаток предметов внешнего мира, воздействующих на его органы чувств. Психика имеет активный характер, выполняет функцию непрерывного познания окружающей действительности и управления поведением и деятельностью человека.

Выясняя, в чем конкретно проявляется активность психики, следует отметить ее способность к опережающему отражению действительности в виде постановки цели, задач, образования модели будущей деятельности, предвидения хода событий, воображения, фантазии, а также способности ретроспективно обозревать далекое прошлое и др.

Характерной особенностью активности психики также является избирательный характер отражения воздействий внешнего мира (например: вижу то, что хочу, что нужно, интересно и т.д.).

Трудно понять природу психики, не выяснив характера ее взаимосвязи с мозгом как своим материальным носителем. Известные диалектико-материалистические установки на сей счет необходимо дополнить более конкретным современным естественно-научным материалом и его философскими истолкованиями. Это позволит, с одной стороны, глубже уяснить суть проблемы, а с другой – со знанием дела подходить к так называемой психофизиологической проблеме о соотношении между психическими и физиологическими процессами.

С этой целью следует обратиться к материалам учебников, а также специальной литературе[9].

Обратите особое внимание на следующее положение, позволяющее правильно понять природу психического. Многообразные психические проявления (процессы и свойства) человека тесно взаимосвязаны между собой (см.Приложение №5), не даны в готовом виде ему с момента рождения, а возникают, развиваются, превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия в его реальной жизни и активной деятельности. Отражая внешний мир, человек познает не только законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

При рассмотрении задач психологии особое внимание следует уделить методологическим вопросам: специфика психического; принципы, методы психологии; сущность и источники научных психологических знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.