Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание. Этап. Дальнейшая эволюция связана с появлениемсложнодифференцированных аппаратов рецепции (рецепторы –возбуждение рецепторных аппаратов распространяется по




Этап. Дальнейшая эволюция связана с появлениемсложнодифференцированных аппаратов рецепции (рецепторы –возбуждение рецепторных аппаратов распространяется по нервным волокнам), позволяющих воспринимать высокоспециализированную информацию из внешней среды и, с развитием сложнейших программ, помогающих животному приспосабливаться к сложным постоянным условиям среды (особенно наглядно это проявляется у насекомых: комар, пчела, оса, паук ит.д.) – этологи назвали это – врожденное поведение – инстинктивные программы поведения. А.Н.Леонтьев эту стадию развития психики назвал – стадией элементарной сенсорной психики,охватывающей длинный ряд видов животных.

5 этап – связан с навыками – сложными динамическими схемами (реакция крысы в лабиринте, ищущей выход) связь врожденных программ поведения с выработкой новых индивидуально-изменчивых форм деятельности. Высший этап эволюции – интеллектуальное поведение – формирование особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей – ориентировочно-исследовательскую деятельность, формирование изменчивых программ, ведущих к достижению цели, сличение выполненных действий с исходным намерением В.Келлер, К.Вюлер, И.П.Павлов (человекообразные обезьяны). Исследователи пользовались для решения вопросов методами, получившие название «выработки навыков» или «инструментальных или оперантных условных рефлексов», где животные преодолевая трудности достигают цели. И.П.Павлов использовал метод «классических условных рефлексов», успех или неуспех животного зависло от его активных действий. Иных позиций придерживались Э.Толмен, К.Креч, считали, что движения животного нехаотичны, а животное анализирует ситуацию при достижении цели (крыса в лабиринте, лиса, хищные птицы –ориентировочная деятельность протекает в виде активных поисков). У позвоночных, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение. На высших этапах начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой (саморегулирующийся характер, экстраполяционный рефлекс и развитие усложняющихся форм памяти: крыса – до 10-20 с., собака – до 10 мин, обезьяна – до 16-48 час.).

Совершенно иную форму, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание. Главное отличие сознаваемого человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если в развитии истории животного мира общими законами были биологическая эволюция, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно-исторического развития. Отличия деятельности животных от человеческой:

1) у животных биологическая деятельность

2) отношения животных подобных себе не отличается от их отношения к другим внешним объектам.

6 этап развитие психики, свойственной только человеку – Возникновение и психологическая характеристика сознания представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение предметной действительности в отличие от психического развития – это сознание. История развития человеческого сознания (предысторию человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных – появление у животных элементарной сенсорной психики – отражение отдельных свойств среды, затем перцептивной психики – отражение целостных вещей, затем появление чувственного восприятия у животных). Совершенно иную форму представляет собой психика человека – человеческое сознание. Главное отличие - появление изменение законов, управляющих развитием психики – развитие психики подчиняется законам общественно исторического развития.

7 этап возникновение сознания – высший этап развития психики – отражение предметной действительности (А.Н.Леонтьев), возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений – три основные черты отличия человеческого сознания: 1) сознательная деятельность, 2) в отличие от животных необязательно определяется наглядными впечатлениями от сред, 3) подавляющее большинство знаний, умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающего в обучении – можно назвать – первой формой сознательной деятельности.

Итак, сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Индивид как человек не может существовать вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, он не может развиваться как человек, как член общества, как личность. Сознание есть не что иное, как общественное бытие (К.Маркс) [10].

Условия развития сознания:

Условия развития сознания: 1 ) труд, человек в отличие от животных не только употребляет, но и изготавливает орудия. В свою очередь это требует знания. Будучи основным условием изготовления орудия, оно может быть названо первым проявлением сознания, другими словами – первой формой сознательной деятельности.

2) условием является возникновение языка. Под языком понимается система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества отношения между ними. Естественно слова соединенные в фразы, являются основным средством общения, благодаря которому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых поколений других людей.

Центральный вопрос темы – сущность сознания человека. На протяжении всей истории психологической науки сознание признавалось как неотъемлимый атрибут человеческой психики и вместе с тем являлось труднейшей проблемой для научного исследования.

Возникновение и психологическая характеристика сознания человека представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Наиболее полную характеристику сознания дает А.Н.Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность». Отсюда сознание человека – высшая ступень развития психики, функция мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.