Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психики. Мотивационно-потребностная сфера человека. Понятие о деятельности




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

1. Специфика человеческой деятельности.

2. Структура и особенности потребностей.

3. Психологическая характеристика мотивов.

4. Эмоционально волевая сфера.

5. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.

6. Виды деятельности человека.

7. Психические процессы как формы деятельности.

8. Образование умений и навыков.

9. Мотивация деятельности.

10. Анализ профессиональной деятельности специалиста и место в ней педагогических и психологических знаний.

 

В теме ставится задача подробно раскрыть деятельность с точки зрения структурных элементов, характера выполняемых функций, содержания и качественных особенностей получаемых результатов.

Содержательный аспект темы раскрывается на основании понимания деятельности как проявления физической и психической активности человека, регулируемая сознаваемой целью.

«Деятельность по мнению И.Канта – есть наше определение», По А.Н.Леонтьеву: «Деятельность – это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика». Н.С.Каган предполагает деятельность соотносить с появлением жизни как формы существования: у животных –жизнедеятельность, у человека – деятельность.

В психологической литературе деятельность - это осознанная, целенаправленная активность человека, которая может разворачиваться как физическом, так и в пространстве психических образов, или деятельность поможет понять тайну психики, в том числе и души человека, или деятельность – это физическая и психическая активность человека. Проблемой деятельности занимались многие видные отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Одной из центральных идей работы С.Л.Рубинштейна является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека, при этом внешние воздействия проявляют себя через внутренние, психологические факторы: содержание и состояние психики индивида. Он утверждал, что психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности…(С.Л.Рубинштейн, Бытие и сознание, 1957) [100, с.50]. Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию и исследованию психики человека внес советский психолог А..Н.Леонтьев (Проблема развития психики, 1959; Деятельность, сознание, личность, 1975). Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности. Раскрыл структуру деятельности, показал взаимодействие ее основных компонентов: мотивов, целей, условий. Значительный вклад внес В.В.Давыдов, создав теорию деятельностного подхода. Л.С.Выготский разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновение сознания человека. Он утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Л.С.Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов [100, с.49-50].

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и соврешенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. привосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу, пользуясь этими орудиями он построил общество, города, машины и т.д. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не соврешенствоанию биологической природы людей.Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Во всем приложены руки и разум человека. Всем этим человеческая деятельность от активности животных, которые не производят ничего подобного. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений.

Эта активность направлена на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Следует отметить отличительные психологические черты человеческой деятельности. 1) Деятельность человека носит творчески, созидательный характер. 2) Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. 3) Деятельность человека в основном порождается и поддерживается культурными потребностями. 4) Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. 5) Деятельность человека связана с изготовлением и применением орудий, т.е. использованием воздействия одних вещей на другие. 6) Деятельность человека предметна, она формируется и развивается в обучении и воспитании.

Здесь важно понять то обстоятельство, что создавая предметы, удовлетворяющие его потребности, человек создает свою предметную социальную среду и реализует в предметах уровень достигнутых знаний о законах природы и общества. Воплощение способностей человека в продукте деятельности называют опредмечиванием.

Приобщение человека к человеческой культуре происходит в результате присвоения им тех способов действия с предметами, которые в них заложены. Превращение свойств предметов в способности человека использовать их, познавать через их применение закономерности мира называют распредмечиванием.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных.

Структура деятельности человека имеет сложный генетический, функциональный характер, состоит из двух частей: операционально-технического аспекта деятельности и личностно-мотивационного компонента деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.