Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об ощущении. Виды ощущений и их характеристика




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

 

1. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

2. Нарушения восприятия.

3. Психофизическое действие цветов.

4. Чувствительность как свойство личности.

5. Наблюдение и наблюдательность.

6. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении.

 

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность.

Исходя из этого в теме ставится задача – на основе всестороннего рассмотрения сущности и важнейших качественных характеристик ощущения и восприятия конкретизировать методологические принципы и категориальные психологические понятия, наполнить их более глубоким содержанием и обеспечить прочное овладение ими.

Прежде всего, ощущение представляет простейший психический процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений реального мира.

Ощущение возникает при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств – анализаторы.

Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер, зависит от отражательной функции мозга. Ощущения, мысли – суть «продукты человеческого мозга», образующиеся в познавательной деятельности личности.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Надо обратить внимание на значение ощущений в жизни человека. Ощущения как основной источник знаний о мире, о состоянии организма связывают нас с внешним миром, обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют нашему разуму весь материал мышления, выполняют активирующую мозг функцию.

Ощущения отражают: 1) основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, звук, вкус …) и 2) состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Ощущения отражают не состояния и качества самих органов чувств, а свойства объективного мира, являются его копиями, снимками, а не условными знаками; они совпадают с самими явлениями, предметами и процессами действительности во всех отношениях, кроме одного: предметы материальны, а их образы в нашем сознании – идеальны, субъективны.

Важно при этом иметь в виду, что совпадение образов предметов и самих предметов, т.е. адекватность их отражения, обусловлено естественноисторическим процессом эволюции отражательной способности нервной системы, органов чувств. Даже в тех случаях, когда явление непосредственно не воспринимается нашими органами чувств или отражается неполно и даже неадекватно, человек в состоянии правильно познать это явление, устранить возможные искажения.

Классы ощущений. Английский физиолог И.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений. На ощущениях основаны сложные познавательные психические процессы: восприятие, представление, память, мышление и воображение.

В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято выделять три группы или три класса анализаторов человека: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения – относятся анализаторы, рецепторы которых находятся на поверхности тела. Это зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Они отражают все, что происходит вне человека.

Интероцептивные ощущения – относятся органы чувст, рецепторы которых находятся внутри тела человека во внутренних его органах. Эти ощущения несут информацию о состоянии внутренней среды организма. Они обычно не осознаются.

Проприоцептивные ощущения – сюда относятся анализаторы, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Это кинестезические (двигательные) и статические ощущения (ощущения равновесия). Кинестезические ощущения обеспечивают управление движениями, оценивают направление, скорость движения, величину расстояния. Эти ощущения носят подсознательный характер, формируются автоматически. Статические ощущения свидетельствуют о положении тела относительно направления силы тяжести, способствуют поддержанию и сохранению равновесия, т.е.сюда относится и вестибулярный аппарат человека. Они обычно не осознаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.