Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления




Особенности внимания как психического процесса и состояния человека.

Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

Основные вопросы.

ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ

1. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека.

2. Свойства, виды, функции и теории внимания.

3. Процессы, виды, теории и законы памяти.

 

Основные понятия и термины:

«Внимание»; «устойчивость внимания»; «сосредоточенность внимания»; «переключаемость внимания»; «распределяемость внимания»; «объем внимания»; «непроизвольное внимание»; «произвольное внимание»; «послепроизвольное внимание»; «память»; «запоминание»; «сохранение»; «воспроизведение»; «мгновенная память»; «кратковременная память».

 

Контрольные вопросы для рефлексии

1. Дайте обстоятельную характеристику сущности, основным свойствам внимания, процессом памяти.

2. В чем состоит сущность произвольного внимания, запоминания? Почему произвольное внимание присуще только человеку?

3. По каким внешним признакам поведения человека можно установить его внимательность?

4. Объясните, какое значение в развитии личности может иметь внимание к прекрасному в природе.

5. Какие свойства внимания очень важны для вашей специальности? Укажите возможные пути их формирования.

 

1. Физиологические основы внимания.

2. Психологические теории внимания.

3. Свойства внимания и внимательность человека.

4. Организация внимания.

5. Психологические теории памяти.

6. Мнемические приемы.

 

Основная задача при изучении темы – всесторонне рассмотреть сущность и важнейшие качественные характеристики внимания и памяти, как проявления сознания личности.

В психологии внимание определяется как состояние, характеризующее направленность и сосредоточенность человека на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

1) Внимание не имеет такого специального нервного центра как ощущения и восприятие.

2) Внимание обеспечивается за счет доминанты в полушариях головного мозга.

Очень важно понять значение внимания в познании человеком реального мира, в различных видах деятельности; особенности внимания.

Внимание как форма психической деятельности имеет ряд особенностей.

Особенности внимания:

Во-первых, оно включено во все психические процессы, влияет на протекание мыслительных действий и операций, характеризует динамическую сторону всех познавательных процессов, активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям действительности. Во-вторых, проявляясь в других познавательных процессах, внимание обеспечивает качество и результативность всех видов деятельности человека. Так с вниманием связано ясность, точность и полнота восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Развитое внимание нередко перерастает в наблюдательность как интеллектуальное качество и во внимательность как черта характера, что выражается в способности подмечать, в чуткости, в отзывчивости и понимании другого человека. В-третьих, внимание обладает рядом самостоятельных свойств: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределяемостью, объемом.

Первичное восприятие и дальнейшая работа по осознанию учебного материала, его закрепление в памяти требуют от человека устойчивого внимания.

Устойчивость внимания – способность внимания сохраняться на одном объекте достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени. Формирование устойчивости внимания неразрывно связано с развитием волевых качеств человека, с ответственным отношением к работе, к своим обязанностям в самых разнообразных условиях, со способностью произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями.

Решение любого вопроса и любой жизненной задачи требует от человека сосредоточенности внимания на их содержании и способах действия. Сосредоточенность внимания – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Максимальная сосредоточенность человека является важным условием успеха в работе.

Переключаемость внимания – скорость перехода внимания от одного объекта другому, от одной деятельности к другой. Различают непроизвольное и произвольное переключение внимания. Непроизвольное переключение – человек невольно переводит свое внимание на то, что его случайно заинтересовало. Такое переключение при продолжительной работе предотвращает утомление, способствует временному отдыху организма. Однако оно не должно быть слишком частым. Частые переключения внимания вызывают переутомление центральной нервной системы.

Распределяемость внимания – возможность одновременного успешного выполнения несколько видов действий, способность одновременно концентрироваться на нескольких объектах и воспринимать их с одинаковой степенью ясности. Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Объем внимания – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Средний объем внимания взрослого человека – 5-7единиц информации в интервале времени 0,07-0,1 секунды.

Физиологической основой внимания является устойчивый очаг повышенной возбудимости (доминанта) структур мозга, врожденный ориентировочный рефлекс. Доминанта обусловливает направленность сознания на определенный предмет, вызывает отвлечение от всего остального. Врожденный ориентировочный рефлекс сопровождается повышением чувствительности анализаторов, активизацией деятельности мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.