Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы мышления




Виды, закономерности и логические формы мышления.

Психологические теории мышления

К экспериментальным исследованиям мышления психологи приступили только в 20 веке, когда сложились первые психологические теории мышления. Их можно разделить на 2 группы.

Первая группа теорий: в них утверждается, что интеллект дан человеку в готовом виде, он начинает действовать по мере созревания мозга.

Вторая группа утверждает, что умственные способности человека формируются и развиваются в процессе его жизни.

Следующая теория «Операциональная» или «Теория операциональной структуры интеллекта», (автор Ж.Пиаже) утверждает, что мышление (интеллект) человека – это система действий (операций). Мышление развивается от 0 до 6-ти лет. Постепенно дооперациональное мышление переходит в операциональное, начинают складываться первичные морально-эстетические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

Операциональное мышление человек может выполнять практически или в уме операции с одним и тем же материалом. Например, 2+3=5; 5-2= 3; 5-3= 2.

Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) считает, что мышление человека состоит из двух видов: низший – наглядно-действенное и высший – словесно-логическое, промежуточное – между первым и вторым – наглядно-образное. Он считает, что словесно-логическое мышление не является врожденным, считает его феноменом (связь между филогенезом и онтогенезом).

Гештальтпсихологи я (М.Вертгеймер, В.Келлер, К Левин) считают – мышление человека и животных объясняют как ИНСАЙТ – озарение, вспышка, т.е. особый психический акт мгновенного схватывания (структуры).

Бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Бандура) – развитие мышления рассматривают как процесс становления умений и навыков в процессе решения практических задач через связи между стимулами (S) и реакциями (R).

Когнитивная психология (У.Найссер, А.Пайвио) – организация знания и решения задач по аналогии ЭВМ. Основа мышления – алгоритм (операция, выбор, цикл и др.). Мышление человека в значительной части представляет алгоритмические действия совершаемые по определенным правилам.

По мнению А. Бине интеллект как «способность адаптации средств к цели».

Подробнее о теориях можно прочитать в предлагаемой литературе.

 

Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что результат мыслительных операций выражается в трех логических формах мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – отражение общих, существенных и отличительных признаков явлений и предметов действительности. Понятия бывают: житейские и научные, общие и единичные, конкретные и абстрактные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками; утверждение или отрицание связей между предметами, явлениями. Связи, которые мы отражаем в суждении, весьма разнообразны. Это определяется тем, что любой предмет объективной реальности находится в самых разнообразных связях с другими предметами и явлениями.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждение или отрицание относится ко всем предметам данной группы. В частных суждениях утверждение или отрицание относится лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях – только к одному предмету.

Суждения образуются двумя основными способами:

Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.

Опосредствованно, когда с помощью рассуждения из одних суждений выводят другие (или другое) суждения.

Умозаключение – серия логически связанных суждений, из которых выводится новое суждение.

Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индуктивное умозаключение – логический вывод из частных случаев. Дедуктивное умозаключение – логический вывод от общего закона, положения, правила к частному случаю.

Аналогия – логический вывод от одного частного случая к другому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.