КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессы, виды, теории и законы памяти
Виды внимания Свойства, виды, функции и теории внимания. Обратите внимание на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, характеризуя виды внимания. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Непроизвольное внимание вызывает все необычное, то, что интересно, занимательно, эмоционально насыщенно. Устойчивость непроизвольного внимания всего 2-3 секунды. Произвольное (преднамеренное) внимание возникает, если человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности. Это внимание интенсивно развивается в процессе учебной деятельности, которое постепенно становится ведущим видом внимания. Устойчивость произвольного внимания 15-20 минут при напряженной работе. Послепроизвольное внимание связано с сосредоточенность не только на результате деятельности, но и на ее содержании и самом процессе деятельности. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, обеспечивает высокую производительность всех видов труда. Знание основных свойств, видов внимания необходимо для организации собственного внимания. Как организовать собственное внимание? Необходимо соблюдать правила умственной гигиены, использовать обращение к работе кроме зрительного других анализаторов. Организации собственного внимания помогает самогипноз, способствует желто-зеленый или сине-зеленый цветовой фон и т.д. Т.о., можно сказать, что внимание при подготовке специалиста предполагает формирование у него прежде всего профессиональной наблюдательности как качества личности.
В психической жизни человека памяти принадлежит особое место. Оно лежит в основе любого психического явления и обеспечивает единство и целостность личности. На основе памяти осуществляются такие психические процессы, как представление, мышление и творчество. Играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Вот почему в центре нашего внимания – овладение закономерностями процессов памяти, глубокие знания и умения развивать память, организовать процесс усвоения знаний и т.д. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком данных своего опыта называется памятью. Память называют цементом личности. Память – это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов. В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Так организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения, запоминания определяет воспроизведение. Запоминание – процесс закрепления нового путем связывания его с приобретенным ранее. Различают непроизвольное, произвольное, кратковременное, долговременное, механическое, осмысленное запоминание. При непроизвольном запоминании человек ставит перед собой задачу – «запомнить», т.е. осуществляет специальную мнемическую (от греч. «mnema» - память) деятельность. Важными условиями успешного произвольного запоминания человека являются: четкая постановка задачи (установка) запомнить материал точно, полно и последовательно; составление плана заучиваемого материала; выделение опорных слов; установление логической взаимосвязи между элементами воспринимаемого; классификация и систематизация материала; установление образных связей; сравнение, подчеркивание не только общих связей между объектами, но и различий в объектах; пересказ самому себе запоминаемого содержания после предварительного его осмысления, осознания. Выводы о лучшем запоминании материала следует дополнить. Основным критерием запоминания является воспроизведение. Воспроизведение – процесс извлечения их памяти ранее закрепленного материала. Выделяют виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Когда узнавание определенное, ясное, полное, оно осуществляется как непроизвольный акт. Так, мы непроизвольно, без каких-либо усилий, в процессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали. Когда узнавание неопределенное, неполное, оно может приобретать произвольный характер. Так, увидев человека, мы можем пережить «чувство знакомого», но не в состоянии отождествить этого человека с тем, которого знали в прошлом. Собственно воспроизведение – воспроизведение объекта без повторного восприятия. Оно осуществляется как непроизвольный и как произвольный акт. Непроизвольное воспроизведение вызывается содержанием деятельности, воспринятыми предметами. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Припоминание – воспроизведение, связанное с активным поиском. Серьезное внимание должно быть уделено видам памяти. Знание особенностей своей памяти помогает человеку правильно организовать процесс усвоения знаний. Вначале определить преобладающий тип памяти, а затем организовать деятельность. Следует развивать память в формах и методах изучения вузовских дисциплин.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |