Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект




Язык и речь.

Операции мыслительной деятельности.

Актуальный вопрос темы – развитие мышления в процессе жизни конкретного человека.

1. Анализ - мыслительное расчленение сложного объекта на составляющие части.

2. Синтез – обратный анализу процесс мышления – восстановление целого из частей.

3. Сравнение – мыслительное сопоставление: сходство, различие.

4. Абстракция – выделение отдельной стороны предмета для изучения.

5. Обобщение – выделяет то, что присуще многим предметам и явлениям.

6. Конкретизация – обратная операция обобщению, из общего – конкретизация.

Также развивают и стимулируют мыслительную деятельность человека посредством различных задач:

1) задачи с избыточными данными;

2) задачи с частично неверными данными;

3) задачи, допускающие только вероятностное решение;

4) творческие задачи.

Существенно развивает мышление человека постановка собственных задач.

Для активизации мышления человека используют специальные методы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм» или брейнсторминг; «синектический штурм»; метод фокальных объектов; метод морфологического анализа; метод контрольных вопросов.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют «экзотические» приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активизация бессознательного), внушение в состояние гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, знатока. Для повышения эффективности мыслительной деятельности применяется и методика «гимнастика ума». Она направлена на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений.

Речь – это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Язык – это средство общения людней друг с другом.

Язык и речь формируют у человека два разных, взаимосвязанных пласта индивидуального сознания: систему значений и совокупность смыслов. Их выделил и рассмотрел А.Н.Леонтьев как основные составляющие индивидуального сознания.

В настоящее время существует много трактовок интеллекта.

1. Биологическая трактовка – способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.

2. Педагогическая трактовка – способность к обучению, обучаемость.

3. Структурный подход, сформулированный А.Бине – «способность адаптации средств к цели» т.е. это совокупность тех или иных способностей.

4. Общепринятое определение Векслера – «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Терстоун (1938г.) исследовал интеллект и выделил 7 первичных умственных потенций (потенциал):

- Счетная способность

- Вербальная (словесная) гибкость,

- Вербальное восприятие,

- Пространственная ориентация,

- Память

- Способность к рассуждению,

- Быстрота восприятия.

По исследованиям Кеттела (1967) - у каждого из нас с рождения имеется потенциальный интеллект (его основа способность к мышлению, абстрагированию и рассуждению). Примерно к 20-ти годам интеллект достигает наибольшего расцвета, т.е. формируется «кристаллический интеллект» (знания, умения, навыки).

Оценка интеллекта:

Средний уровень 100 баллов.

Используя «коэффициент интеллектуальности (IQ)» психологи и психиаторы классифицируют интеллект:

1. Олигофрения (малоумие) т.е. врожденная недоразвитость интеллекта, IQ = 35 б.

2. Идиотия – (слабоумие) самая тяжелая форма интеллекта, речь, мышление практически не формируются, IQ = 20 б.

3. Дебильность – (легкая степень слабоумия), IQ = 75-80 б.

4. Творческое мышление – (способности) мышление оригинально, IQ = 120 б.

Литература

11. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. шк., 2001. – 319с.

12. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576с.

13. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253с.

14. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464с.

15. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584с.

16. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. - 432с.

18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600с.

19. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: ТГУ. – М.: Барс, 1997. – 392с.

20. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.