![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллект
Язык и речь. Операции мыслительной деятельности. Актуальный вопрос темы – развитие мышления в процессе жизни конкретного человека. 1. Анализ - мыслительное расчленение сложного объекта на составляющие части. 2. Синтез – обратный анализу процесс мышления – восстановление целого из частей. 3. Сравнение – мыслительное сопоставление: сходство, различие. 4. Абстракция – выделение отдельной стороны предмета для изучения. 5. Обобщение – выделяет то, что присуще многим предметам и явлениям. 6. Конкретизация – обратная операция обобщению, из общего – конкретизация. Также развивают и стимулируют мыслительную деятельность человека посредством различных задач: 1) задачи с избыточными данными; 2) задачи с частично неверными данными; 3) задачи, допускающие только вероятностное решение; 4) творческие задачи. Существенно развивает мышление человека постановка собственных задач. Для активизации мышления человека используют специальные методы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм» или брейнсторминг; «синектический штурм»; метод фокальных объектов; метод морфологического анализа; метод контрольных вопросов. Для усиления творческих мыслительных возможностей используют «экзотические» приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активизация бессознательного), внушение в состояние гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, знатока. Для повышения эффективности мыслительной деятельности применяется и методика «гимнастика ума». Она направлена на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений. Речь – это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – это средство общения людней друг с другом. Язык и речь формируют у человека два разных, взаимосвязанных пласта индивидуального сознания: систему значений и совокупность смыслов. Их выделил и рассмотрел А.Н.Леонтьев как основные составляющие индивидуального сознания. В настоящее время существует много трактовок интеллекта. 1. Биологическая трактовка – способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации. 2. Педагогическая трактовка – способность к обучению, обучаемость. 3. Структурный подход, сформулированный А.Бине – «способность адаптации средств к цели» т.е. это совокупность тех или иных способностей. 4. Общепринятое определение Векслера – «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Терстоун (1938г.) исследовал интеллект и выделил 7 первичных умственных потенций (потенциал): - Счетная способность - Вербальная (словесная) гибкость, - Вербальное восприятие, - Пространственная ориентация, - Память - Способность к рассуждению, - Быстрота восприятия. По исследованиям Кеттела (1967) - у каждого из нас с рождения имеется потенциальный интеллект (его основа способность к мышлению, абстрагированию и рассуждению). Примерно к 20-ти годам интеллект достигает наибольшего расцвета, т.е. формируется «кристаллический интеллект» (знания, умения, навыки). Оценка интеллекта: Средний уровень 100 баллов. Используя «коэффициент интеллектуальности (IQ)» психологи и психиаторы классифицируют интеллект: 1. Олигофрения (малоумие) т.е. врожденная недоразвитость интеллекта, IQ = 35 б. 2. Идиотия – (слабоумие) самая тяжелая форма интеллекта, речь, мышление практически не формируются, IQ = 20 б. 3. Дебильность – (легкая степень слабоумия), IQ = 75-80 б. 4. Творческое мышление – (способности) мышление оригинально, IQ = 120 б. Литература 11. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. шк., 2001. – 319с. 12. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576с. 13. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253с. 14. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464с. 15. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584с. 16. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с. 17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. - 432с. 18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600с. 19. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: ТГУ. – М.: Барс, 1997. – 392с. 20. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175с.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |