Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о способностях. Виды, уровни




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

Основные понятия и термины

Основные вопросы

Понятия о способностях и темпераменте

I.3.2. Конституциональный уровень психики

 

Физиологические основы психики и здоровья человека. Строение и основные свойства нервной системы. Психика и строение мозга. Темперамент и его психологические особенности. Неравномерность представленности в сознании объективного и субъективного мира. Личностная и ситуативная тревожность. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех. Волевая регуляция поведения человека.

 

Трудности порождают в человеке способности,

необходимые для их преодоления

У.Филлипс

1. Понятие о способностях. Виды, уровни.

2. Задатки и развитие способностей.

3. Понятие и типы темперамента. Психологическая характеристика темперамента.

 

«Способности»; «талант»; «гениальность»; «одаренность»; «задатки»; «сангвиник»; «флегматик»; «холерик»; «меланхолик».

 

Контрольные вопросы для рефлексии

1. Дайте характеристику основных видов темпераментов человека.

2. Какие способности выделяют у людей? Критерии наличия способностей.

3. Как проявляются психологические свойства темперамента в познавательных процессах?

4. Как соотносятся темперамент и деятельность?

5. Как взаимосвязаны свойства нервной системы человека и развитие способностей?

6. Что выступает физиологической основой темперамента? Поясните.

7. Назовите факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.

8. Покажите влияние темперамента на познавательную деятельность, чувства и волю человека.

9. Раскройте черты характера, обусловленные особенностями темперамента человека.

10. Раскройте классификацию способностей.

 

 

1. Что такое способности человека?

2. Каким образом способности связаны с деятельностью?

3. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.

4. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

5. Темперамент как основа для формирования эмоциональности, впечатлительности и импульсивности.

6. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента.

7. Особенности высших человеческих способностей.

8. Задатки и развитие способностей.

 

При изучении материала необходимо подчеркнуть, что способности – это отражение сложной взаимосвязи исторических, социальных и индивидуальных условий развития человека.

Способности – это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей [100, с. 127].

Необходимо остановиться на анализе понятия «способности», раскрываемого как индивидуально-психологические особенности личности, являющимися условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности. Разбирая сущность и особенности развития способностей, нужно учесть, что они формируются и проявляются в деятельности, в процессе которого обнаруживаются различия в сенсорной сфере, памяти, воображении, мотивации, установке, характере людей. Способности – это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания. Важно отметить, что способности тесно связаны со знаниями, навыками и умениями, однако они не сводятся ни к какому-либо одному из этих элементов. При анализе способностей отмечают более общие качества (или одаренность) в отличие от специальных. Одаренность раскрывает возможности успешного выполнения нескольких видов деятельности, в то время как специальные способности обуславливают успешное овладение какой-либо одной деятельностью.

Материальной основой способностей являются задатки. Это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки обнаруживаются как устойчивые различия в зрении, обонянии, слухе, кинестезии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.