Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер. Слово «характер» в переводе с греч




Слово «характер» в переводе с греч. означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Т.о., характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении [92, c.164]. Характер – система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

Характер человека – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгляды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера.

Физиологическую основу характера составляют динамические стереотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устойчивых базовых основ характера.

В характере также выделяются и инструментальные, исполнительские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки.

Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности или в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности. Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят, что характер – есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения являются более подвижными, динамичными, а черты характера – более неизменными, более статичными.

Т.о., характер – это совокупность устойчивых свойств личности, определяющих отношение человека к другим людям, к себе самому, к труду, к вещам. Это сложившаяся система относительно устойчивых индивидуально-психических модификаций, определяющих образ поведения и действий человека. Будучи продуктом развития личности, характер сам является одним из условий ее формирования как целостной структуры.

Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений или в психологии принято выделять следующие группы отношений человека:

1) отношение к другим людям – общительные: избирательной или беспринципной и замкнутые – в современных условиях явление не совсем типичное.

2) отношение к самому себе – альтруистические и эгоистические характеры людей: есть эгоисты, выраженным себялюбием, высоким самомнением или с альтруистической, гуманистической ориентацией, или с приниженным чувством своего «Я», неуверенные имеющие большие сомнения при принятии решений.

3) отношение к миру, вещей и явлений (могут быть идейные – система взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жизнедеятельности. Эти взгляды могут быть монистическими, материалистическими, идеалистическими дуалистическими и безыдейные – как сорванный лист на ветру, нет системы воззрений, легко подвергается внешним воздействиям), Различают черты характера как аккуратность-неряшливость, бережливость-мотовство и т.д.

4) отношение к делу – у людей складывается деятельный: целеустремленно-деятельным и нецелеустремленно-деятельным или бездеятельный характер.

Не трудно заметить, что различные черты характера, все же, связаны с определенными отношениями, такие как увлеченность, самостоятельность, трудолюбие связаны с отношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность, застенчивость отражают отношение к себе; агрессивность, грубость, черствость, нетерпимость.. к другим людям… и т.д.

С точки зрения теории характера отзывчивость, чувствительность, к примеру является устойчивой личностной особенностью.

С точки зрения отношений, один и тот же человек может проявлять высокую отзывчивость, чувствительность по отношению к одним людям и одновременно демонстрировать образцы черствости, нечувствительности, агрессии по отношению к другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны, но особенности отношений личности еще более разнообразны и вариативны.

Характеры различают по чертам и качествам личности. Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу, один - впадет в уныние, другой – просто откажется от решения задачи и радостно примется за что-то другое. третьего неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством возьмется за дело. Но черты характера, когда мы говорим, являются устойчивыми личностными особенностями, конечно не должны воспринимать как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения.

Выделяют общие и специфические черты характера.

Общие черты характера: выражают отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности – профессиональные, нравственные, эстетические, патриотические, политические и др. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.

Специфические черты характера обусловлены своеобразием развития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Соответственно говорят об интеллектуальных (любознательность, заинтересованность, аналитичность ума, тугодумие, инерционность,..), эмоциональных (впечатлительность, горячность мнительность…) и волевых (настойчивость, решительность, самостоятельность, целеустремленность…) чертах характера.

В современной психологии используются различные основания для выделения психотипов личности. К.Юнг, швейцарский психолог, ввел понятия «экстраверсия» (преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей..) и «интроверсия» (направленность на себя, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы интересы, переживания) общие и специфические черты характера. Есть люди, у которых эти направленности выражены в одинаковой степени (нормовертированный, амбовертированный).

Немецкий психолог Э.Кречмер попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. По его мнению, существует 4 типа человеческой анатомии:

Астенический тип отличается недостаточной толщиной при среднем и высоком росте тела. Этот недостаток тела присутствует во всех частях тела и во всех тканях. Обычно это худой, хрупкого, тонкого телосложения, с узкими плечами плоской грудью, впалым животом, тонкими, длинными руками слаборазвитой мускулатурой… Пикник – выраженное развитие головы, груди, живота, склонен к ожирению при относительно слабом развитии мышц и опорно-двигательного аппарата, короткая массивная шея, обычно это люди среднего роста. Атлетик – характеризуетсядостаточно развитым скелетом, хорошей мускулатурой, широкими плечами, мощной грудной клеткой, рост - от среднего до высокого. Дипластик – к ним относятся люди с явно выраженными девиантными аспектами строения тела. Э. Кречмер обнаружил связь психических заболеваний личности с типом телосложения человека.

Необходимо учесть, что симтомокомплексы свойств характера детерминированы условиями жизни и воспитания; вместе с тем все черты характера взаимосвязаны и составляют единство. Важно указать на сложность выделения той или иной черты характера: действительная черта характера может маскироваться другими, внешне ярко выраженными, но не ведущими чертами.

Многообразие условий формирования характера в их сложной динамической взаимосвязи порождает и многообразие характеров. Необходимо учесть, что в настоящее время не все компоненты характера стали предметом психологического исследования.

При изучении темы необходимо уделить внимание и акцентуации характера, что означает яркое выражение отдельных черт характера.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуация характера». Существуют разные подходы к классификации типов акцентуации характера (К.Леонгард, А.Е.Личко, П.Б.Ганушкин, А.В.Петровский и др.). Наиболее популярной классификацией характеров является описание акцентуации черт характера личности. Это понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности:

К.Леонгард выделил 12 типов акцентуации характера: Гипертимический, Дистимичный, Циклоидный, Эмотивный, Демонстративный, Возбудимый, Застревающий, Педантичный, Тревожный, Экзальтированный, Интровертивный, Экстравертивный.

Акцентуация характеров часто бывает у подростков и юношей (50-80%). Такие акцентуации при взрослении теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатором А.Е.Личко: акцентуация характеров у подростков: 1. Гипертимный, 2. Циклоидный, 3. Лабильный, 4. Астеноневротический, 5. Сензитивный, 6. Психастенический, 7. Шизоидный, 8. Эпилептоидный, 9. Истероидный, 10. Неустойчивый, 11. Конформный[15].

В наиболее лаконичном виде акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

А.В.Петровский заимствовал из двух классификационных схем, следующие «важнейшие типы акцентуации характера»: Интровертивный, Экстравертный, Неуправляемый, Сензитивный, Демонстративный.

Все представленные типологии акцентуации характеров имеют для этого достаточные основания и могут использоваться в практической работе. Характер существенно влияет на жизнь и деятельность человека определяя линию его поведения. В психологии описаны не только акцентуации характеров, но и методики их выявления, диагностики. Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, человек может соответствующим образом программировать саморазвитие и профессиональное становление личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помощь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимодействие с ней [сласт, с.127].

 

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. – 400с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т.2 – 376с.

3. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа: АСТ – Пресс, 1996. – 320с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение, 1994. – 512с.

5. Практическая психология для менеджеров. – М.: Филинъ, 1997. – 328с.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216с.

7. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279с.

8. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224с.

9. Секреты хороших манер и поведения / Сост. О.Н. Улищенко. – Харьков: СП «Инарт», 1995. – 399с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.