Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-мотивационные компоненты деятельности - внутренняя структура психики




Операционально-технические аспекты деятельности.

Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определнную структурную и функциональную организацию. Изучение структурных элементов деятельности строится исходя из следующих положений. Деятельность человека представляет собой сложное структурное построение. В структуре деятельности принято выделять действия, движения, операции, умения, навыки, привычки.

Главной структурной единицей деятельности является действие. Поэтому необходимо более внимательно рассмотреть особенности данной единицы. Действие – часть деятельности, направленная на достижение сознательной цели. Действия реализуют социальные, производственные и культурные цели, имеют определенное предметное содержание, в них проявляется активное отношение человека к окружающей действительности. Сложившиеся предметные действия, ставшие достоянием определенной личности, выступают в качестве способов поведения и деятельности данной личности. Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое действие состоит из определенных движений. В движении проявляется двигательная или моторная функция организма. Все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные и приобретенные. Конкретный набор и последовательность движений зависят от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действий.

Действия бывают простые и сложные, волевые и импульсивные, физические и умственные. Простые содержат два структурных элемента: постановка и исполнение цели. Сложные имеют три структурных элемента: осознание, планирование и исполнение цели. Волевые действия характеризуются наличием цели, преодолением трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе преодоления препятствий. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности человеком целей и возможных последствий действия, провоцируются непосредственно потребностями и эмоциями.

Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Так, запомнить информацию и написать текст можно при помощи различных операций.

Операции бывают двух видов: 1) осуществляемые путем адаптации, непосредственного подражания и практически не осознающиеся; 2) вытекающие из действий путем их автоматизации и могут стать актуально сознаваемыми.

Деятельность человека всегда предполагает владение навыками и умениями. Навыки – полностью или частично автоматизированные компоненты деятельности, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Умение, навык образуются в процессе упражнения. Физиологическим механизмом формирования навыка является выработка устойчивой системы временных связей – динамического стереотипа. Благодаря формированию навыка действие выполняется быстро и точно, действие освобождается от сознательного контроля, сознание может быть направлено на освоение более сложного действия. Но это освобождение не абсолютно, выполнение действия человеком всегда так или иначе контролируется сознанием. Контроль осуществляется следующим образом. Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее сложные и неотработанные компоненты действия оказываются в фокусе сознания, средне выученные – в периферии сознания, самые отработанные компоненты – за границей сознания. Отношение различных компонентов действий к сознанию динамично. В поле сознания происходит постоянное движение компонентов действия из фокуса сознания на его периферию, с периферии за его границу, возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Этот процесс имеет большое значение для человека: обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования. Но автоматизации подвергается не вся деятельность, а лишь отдельные ее компоненты, некоторые способы употребления средств деятельности. Хорошо отработанные навыки дают человеку возможность быстрее овладеть учебным материалом, навыками трудовой деятельности.

Выработанные навыки оказывают положительное влияние на процесс овладения новыми. Это влияние называется переносом навыков. Но в ряде случаев сформировавшиеся навыки затрудняют выработку новых. Это отрицательное влияние называется интерференцией навыков. На основе навыков закладывается фонд умений человека.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством в новой ситуации. В отличие от навыков умения представляют собой сознательно контролируемые части деятельности и проявляются в новых условиях. Каждое новое самостоятельное действие, ставя человека перед необходимостью сознательно применять знания, опыт действования, объективно расширяет круг человеческих умений.

Умения и навыки делятся на несколько видов: двигательные, познавательные, теоретические, практические. Двигательные умения и навыки встречаются в самых различных видах деятельности, составляя ее моторные аспекты. Познавательные умения и навыки – обязательные компоненты мыслительной деятельности. Теоретические умения и навыки выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории.

Класификация умений и навыков может быть дана и по видам деятельности. По видам деятельности, в которые включены умения и навыки, различают игровые, учебные, трудовые умения, навыки и навыки поведения.

В результате повторных действий наряду с навыками образуются привычки. Привычка – усвоенное действие, ставшее потребностью человека. Привычки входят в моральный фонд личности, составляют фундамент характера человека, поведения личности. Среди разнообразных привычек, связанных с трудовой деятельностью, особо необходимо выделить привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Психологический анализ деятельности в индивидуально-психологическом плане позволяет выделить ее личностно-мотивационные компоненты. К личностно-мотивационным компонентам деятельности относятся потребности, мотивы, цели личности.

Необходимо раскрыть источники и предпосылки деятельности человека. Источником деятельности человека является потребность. Понятие «потребность» означает переживание человеком или животным нужды в чем или ком-либо, необходимом для их нормального существования или развития. Именно потребность побуждает человека к активному действию, поиску нужных средств и предметов.

В отличие от потребностей животных (более или менее стабильных), ограниченных биологическими нуждами, потребности человека:

- Множатся (из-за непрерывного общественного производства);

- Изменяются в течение его жизни;

- Общество создает все новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений (сотовые телефоны, компьютер, холодильник, телевизор …);

Существуют:

- материальные – в пище, в одежде, в жилище;

- духовные – в приобретении знаний, в общении, в изучении наук, в искусстве, в творчестве.

Структура и особенности потребностей 1) носят конкретный характер, например, предмет, который хотят иметь люди или деятельность: работа, игра, которая доставит удовлетворение. 2) более или менее ясное осознание данной потребности в эмоциональном состоянии (неудовлетворение, страдание и т.д.); 3) эмоционально-волевое состояние, ориентированное на поиск возможных путей удовлетворения потребностей; 4) ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения, а иногда и отвращение (пресыщение); 5) повторное возникновение новой потребности.

Существует много классификаций потребностей человеческой деятельности. Одна из наиболее известных принадлежит психологу А. Маслоу. Он выделил следующие семь групп потребностей в иерархической последовательности: 1) Потребности физиологические: голод, жажда, половое влечение и др. 2) Потребности в безопасности: защите от боли, страха, гнева, неустроенности и т.д. 3) Потребности в принадлежности и любви: социальной принадлежности, чувстве идентификации, нежности. 4) Потребности уважения: достижение успехов, одобрение, признание. 5) Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать, понимать. 6) Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота. 7) Потребности в самоактуализации: реализации своих целей и способностей, развитии собственной личности.

Иерархия потребностей человека состоит в том, что стойкая высшая потребность возникает лишь на основе устойчивой потребности низшего порядка. Затруднение в удовлетворении одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности затрудняет формирование потребности в осмыслении себя, своих ценностных ориентаций, смысла своей жизни.

Высшие потребности – в самопознании, самоактуализации (личностный рост, реализация цели) возникают к моменту достижения человеком психологической зрелости, делают его потенциально богаче, жизнь осмысленной. Жизнь на более высоком уровне потребностей чаще приносит счастье, ведет к развитию личности.

По мнению А.Маслоу потребности человека представляют иерархизированную систему («пирамидами» человека-самоактуализатора), где самой важной и главной потребностью человека как высокоразвитиой личности является стремление к самоактуализации. Новые потребности могут появиться и актализироваться только тогда, когда хотя бы в мини мальной степени удовлетворены старые потребности или потребности более низкого уровня. Основная потребность, которая характеризуетчеловека как личность (самоактуализация) согласно теории А.Маслоу представляется следующим образом:

- принятие себя и других людей такими, какие они есть без попыток «переделки» их на свой лад;

- обладание хорошо развтым чувством юмора;

- наличие творческих способностей;

- озабоченность благополучием других людей;

- способнсоть к глубокому пониманию сложностей и противоречий реальной жизни;

- установление с окружабщими людьми, хотя и не со всеми подряд, хороших, доброжелательных отношений;

- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на других людей;

- готовность боать на себя ответственность (А.Маслоу).

Системообразующую роль в системе потребностей играет потребность в труде. Ее отсутствие – основной показатель социальной деформации личности и источник многих преступлений. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями – мотивами. Поэтому важно раскрыть содержание этого понятия.

Мотив деятельности – это то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотивами деятельности могут быть знания, потребности, содержание, оплата труда, т.е. человеческая деятельность полимотивирована.

Потребности перерастают в мотивацию, активизируя при этом центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивы – это внутренние силы или осознанные, осмысленные, прочувственные потребности.Они мнгообразны! Но обычно их подразделяют на виды:

Низшие (биологические, т.е. отражающие физиологические потребости):

- влечения,

- желания,

- хотения человека.

Высшие (социальные):

- интересы

- идеалы,

- убеждения человека.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность оргнаизма к выполнению соответствующй деятельности. Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

Одновременно у человека возникает не одна потребность. Разные потребности сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.