КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи психологии
Предметомизучения психологии, прежде всего становится психикачеловека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения, восприятия, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Следовательно, психология – это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. В 16 в. - в научном употреблении впервые появился термин «психология» как наука, изучающая душевных или так называемых психических явлений. 17-19 веках - сфера исследований расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. 19 века - психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами, состояниями личности. Все психические процессы, состояния и свойства разделяются и исследуются отдельно (см. Приложение №2). Они тесно взаимосвязаны между собой составляют единое целое, называемые жизнедеятельностью человека и естественно являются предметом изучения психологии. Кроме индивидуальной психологии входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях – группах, коллективах. С помощью этих понятий формулируются 12 классов явлений, изучаемых в психологии: процессы, состояния, свойства. Все явления нельзя рассматривать безоговорочно только относя к одной группе они могут быть – индивидуальные и групповые, внутренние (психические) и внешние (поведенческие). Предметом психологии как любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами. Таким образом, процессы, состояния и свойства присущие человеку и животным являются предметом изучения психологии. Отсюда – «Психология – это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека (и животных)». - Что же является тогда объектом психологии как науки? - Конечно человек! Об объекте психологии можно было бы и не говорить, однако здесь требуется некоторые пояснения. Человек основной уникальный объектпсихологии, уникальность заключается в том, что он сам может что-то сообщить о себе исследователю. Также объектом психологии являются животные, которые становятся объектом и такого рода экспериментальных исследований, которые по этическим нормам и гуманным соображениям нельзя производить над человеком (эксперимент Г.Ф.Харлоу с макаками-резус, где было доказано катастрофические последствия развития детенышей при их раннем отлучении от матери, при полной или частичной изоляции от сверстников и сородичей). В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных. Организованная группа - это надындивидуальное целостное образование, внутри которого действуют собственные психологические закономерности, определяющие как поведение группы в целом, так и психические процессы и поведение отдельных индивидов. Еще одну группу объектов составляют материальные продукты человеческой деятельности или как их еще называют – артефакты. Под влиянием мотива, руководствуясь образом окружающей среды, человека осуществляет свою деятельность, оставляя в ней определенный след, но только те следы, в которых объективируется человеческая субъективность. Таким образом, мы определили предмет и объект психологии как науки, а отсюда вытекают и задачи. Задачами - психологической науки являются: 1) изучение и раскрытие закономерностей психической деятельности в ее развитии (человека, формирование его личности (в совершенствовании теоретических (где психология вносит определенную позицию относительно познаваемости мира) и практических значений (заключается в том, что знание законов психической деятельности человека помогает решать задачи обучения и воспитания, психодиагностики, психокоррекции, рациональной организации трудовой деятельности. Все конкретные теоретические и практические значимые задачи психологических исследований включаются в приведенную классификацию, поэтому более узкая формулировка задач есть конкретизация этой квалификации). 2) важнейшая задача психологии заключается в раскрытии законов развития психики на основе анализа условий деятельности человека в обычных и экстремальных ситуациях. 3) более узким, но не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности, а также психологические вопросы формирования руководителя, лидера. Таким образом, можно суммировать задачи так: Психология – это наука о законах психической деятельности человека. Предметом психологии является психика человека в конкретных условиях его деятельности. Решая свои задачи, психология использует основные методы – наблюдение и эксперимент, а также некоторые частные методические средства и приемы. Задачей психологии является изучение закономерностей психики человека в интересах совершенствования социальной и педагогической практики. Следовательно, психология как наука выполняет две функции: 1) как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; 2) как прикладная область знаний – формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |