Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности (Типы психологических знаний)




Психология– это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» встречаются не только в научной психологии, но и обыденной жизни, и в искусстве. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию (Общая психология, 1986; Слободчиков и Исаев, 1995; Гиппенрейтер, 1996; Маклаков, 2001).

С другой точки зрения выделяют пять основных типов психологических знаний, которые отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности[2]:

Житейская,

Научная,

Практическая,

Искусство,

Иррациональная психология.

Житейская психология. В нашей жизни мы нередко используем слова «психология», «психологический», «психолог», «ну он псих», «этот человек хороший», «он душевный» и т.д.

Такие психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни и называются житейской психологией. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется на личном опыте. Человек применяет эти знания во взаимодействии с другими людьми. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки друг с другом и приходить к общим выводам. В сущности, житейская психология – это обобщение повседневных психологических знаний. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, пословицах, поговорках, афоризмах народной мудрости, песнях, сказках и т.д.: Мягко стелет, да жестко спать», В тихом омуте черти водятся», Пуганная ворона и куста боится», сказки – «Иванушка дурачок», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Медведь, волк, лиса, Заяц» и т.д.

Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М.Монтень, Ф.Ларошфуко, Ж.Лабрюйер, Дейл Карнеги. Главный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенности житейских знаний: конкретность и практичность, фрагментарность, интуитивный характер, доступность изложения и наглядность, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Т.о., житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности и т.д.

Научная психология. Ее главная цель – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. В течении многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и др. наук, связанных с изучением человека. Во второй половине 19 века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни. Научная психология опирается на эмпирические научные факты. Характеризуются объективностью, рациональностью, осознанностью, логичностью, доказательностью, обобщенностью, систематичностью. Опирается на абстрактные понятия и общие научные категории.

Практическая психология. Ее главная цель – психологическая помощь людям.

Практическая психология – отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы направлены именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят: психодиагностику, психотерапию, психокоррекцию, психологическое консультирование.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа.

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов (Донцов, Жуков, Петровская, 1996).

Особенности знаний в практической психологии можно считать конкретность, практичность, целостность в описании человека, метафоричность, влияние личности психолога на процесс и результаты работы, стремление к популяризации.

Искусство. Психологические знания в искусстве обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном, музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение принадлежит конечно художественной литературе (Л.Н.Толстой, Г.Гессе, О.де Бальзак, Э.Золя, Ф.М.Достоевский, Ф.Кафка, Жорж Санд и др.).

Психологические знания носят образный, описательный, фрагментарный характер, эмоциональность.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве – принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем. Иррациональная психология. Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противостоит религиозное знание. Наука и религия – два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание основано на вере и сопереживании.

К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступных для большинства людей. Эзотерические знания буквально означают, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, мистические, философские подходы к человеку (работы А.Бейли, Е.Блаватская, Р.Штайнер). Критерием истинности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Важнейшими особенностями этих знаний является их целостность, взаимосвязанность, неопределенность выводов, практичность.

К иррациональному типу может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предмет ее изучения – «мистические переживания», «космическое сознание», т.е. особые формы духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. психологии за пределами личности») – так называемые измененные состояния сознания.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям проверки. Поэтому, долгое время, многие десятилетия парапсихология не признавалась академическим психологами как заслуживающая внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала меняться. Научная проверка достоверности эзотерических знаний также может существенно дополнить наши знания о психическом мире человека.

Т.о., каждый из этих типов психологического знания оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.