Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология – наука выступающая как один из видов познания, обладающий своей спецификой




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

 

1. История возникновения и развития психологических знаний.

2. Современные психологические теории и профессиональная деятельность.

3. Функционалистский подход У.Джеймса.

4. Бихевиоризм: основные идеи.

5. Психоанализ, фрейдизм.

6. Индивидуальная психология А.Адлера.

7. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

8. Когнитивная психология.

9. Культурно-историческая теория развития психики личности Л.С.Выготского.

10. Теория деятельности (С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова).

 

На протяжении многих веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. Еще С.Л.Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., - т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…». Первая характерная особенность психического – принадлежность индивиду непосредственных собственных ощущений и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно мы не описывали, слепой не познает красочности мира, глухой – музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия[1].

Трудность выделения психологии как науки состоит в том, что они издавна осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления. В качестве примера можно привести глубоко укоренившиеся представления о душе как особом существе, отдельном от тела. В этой связи и возникло верование, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т.е. тела и неосязаемой, т.е. души. Т.о., задолго до того как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

Что такое психология? В буквальном переводе с греческого оно означает «знание о душе» или «наука о душе», происходя от соответствующих греческих корней: psyche (душа) и logos (знание, учение). В истории психологии явления внутреннего мира человека обычно обозначились как душа и душевные явления. Само слово «психология» используется относительно недавно. Мнения историков по поводу того, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Ф. Меланхтона, другие – философа Гоклениуса (Ярошевский, 1976, с.3).

Слово «психология» появилось в научной литературе в XVIII веке. В философский язык этот термин впервые ввел немецкий философ Христиан Вольф в своих работах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» (Годфруа, 1996, с.84), которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150лет назад, когда немецкий ученый В.Вунд создал первую экспериментальную лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки [104, с. 9].

С лингвистической точки зрения душа и психика – одно и тоже. Но в процессе развития культуры и науки значения этих понятий приобрели специфический смысл. В настоящее время в житейской психологии и в искусстве чаще используется слово душа, слово психика употребляется реже. И наоборот, понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.