Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая антропология или антропоцентрическая модель




Становление антропоцентрической модели образования произошло под влиянием глобальных социокультурных процессов на исходе 20-го столетия. Главными идеологами и организаторами антропоцентрическая модель были Мирандола, Фельтре, Ж.Ж.Руссо, Дж.Дьюи, М.Монтиссори, С.Френе, Я.Корчак, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.В.Розанов и др. [38, с.145].

Необходимо уяснить основные черты антропологии: антропология от греческого слова означает «человек» и «наука». Выделяют теологическую (богословскую) или религиозную антропологию, философскую антропологию, естественнонаучную (биологическую), социальную, когнитивную антропологию, изучающие проблемы познания человеком мира. Здесь нашло свое место и антропоцентрическая модель образования, где определены и основные ее черты.

Антропологическая теория образования провозгласила новые педагогические ценности: изначальное совершенство ребенка; природосообразность, естественность воспитания; общечеловеческие целевые ориентиры воспитания; свободу в воспитании; гуманизм.

В современной образовательной реальности антропологическая педагогика проявляется в том, что школа перестает быть единственным источником трансляции знаний. Учитель также перестает функционировать в качестве главного транслятора знаний, а ученику (его родителям) предоставляется возможность: выбирать школу, учителя, учебные курсы, индивидуальные образовательные программы и т.д. Воспитание становится приоритетной составляющей, в обиход образования входят категории «свобода», «выбор» и т.п.

Для американских гуманитарных исследователей характерно стремление интегрировать все знания о человеке в единую антропологическую науку (физическая - о физиологии и генетике), которая обозначается как соматическая (от греч. «тело»), т.е. имеющие отношения к телу, биологической жизни человека.

Для более подробного рассмотрения процесса обучения в педагогике выделяют специальную дисциплину: «Теория и методика обучения», которая дает обоснование его содержания, методов, организационных форм и называется дидактикой, которая отвечает на два вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».

В дидактике обучение рассматривается как деятельность и как процесс. Исходя из этого обучение можно охарактеризовать как процесс познания, управляемый педагогом. В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности (учении).

Поэтому обучение – это преподавание и учение. Так как развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то учение следует считать основой обучения.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 2009.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие.- М.Ростов н/Д, 1999. С 16-24.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для 21-го века. – М., 2002.

4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 2004.

5. Егоров В.С. Философия открытого мира. М.,2002.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 апреля 2008 года). – Новосибирск: Сиб.унив. 2008.

7. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. – М., 2002.

8. Загвязинский В.И. Общая педагогика / В.И.Загвязинский, И.Н.Емильянова. – М.: Высш. шк., 2008. – 391 с.

9. Зиатдинова Ф.Н. Особенности моделирования поликультурного образовательного пространства /Ф.Н. Зиатдинова, Э.Р. Хакимов //Искусство и образование. – 2008. – № 10. – C. 24–29.

10. Никандров Н.Д. Россия: социализация воспитания на рубеже тысячелетий. М., 2000.

11. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. – М., 2000.

12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.,2008.

13. Роджерс К. Свобода учиться / Пер. с англ. – М., 2002.

14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432с. – (Серия «Учебное пособие»).

15. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т.3. – М., 2001.С.133.

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.Педагогика. – М.,2008.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.