Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целеполагание в образовании. Для чего учить в школе?




Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская).

Культуросообразность как ведущий принцип педагогического процесса. Развитие ученика как субъекта познания, субъекта жизнедеятельности, как субъекта культуры.

Основные ценности культурологического личностно-ориентированного образования:

человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве).

Основные педагогические механизмы в младшем школьном возрасте (научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание). Приоритетность технологии развивающего обучения.

Подростковый возраст как это возраст интенсивного физического и социального созревания личности, создающей предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождение в мир национальной культуры, обретения позиций человека культуры. Включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество на основе проблемного обучения, стимулирующего способности к выбору и ориентации, и других технологий, развёртывающихся на ситуативной основе.

Процессы духовно-нравственной автономизации личности в старшем школьном возрасте, физического и нравственного самосовершенствования, вхождение в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие на основе технологий рефлексивно-творческого обучения.

 


Приложение 3.

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.

Цель: желаемый результат (предмет стремления);

то, что хочется осуществить.

чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.

предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Задача – в данном контексте то, что требуется сделать для достижения этой цели, или промежуточные цели, достижение которых в системе даст необходимый результат

Постановка цели:

проектирование ожидаемого в конце деятельности результата, который должен быть получен за определенное время (урок, четверть, период обучения) и выражение его в четкой и конкретной формулировке.

Цель должна быть сформулирована так, чтобы она указывала, не на то, что вы собираетесь делать (например, чему учить), а какой именно результат будет получен (например, что учащиеся будут знать и уметь в результате, какие ЗУНы будут сформированы).

Критерии, которым сформулированная цель должна отвечать:

- четкость и ясность формулировки;

- конкретность (по самой цели понятно, что именно необходимо делать и что именно будет получено в результате);

- достижимость (и по замыслу и сути самой цели, и в отведенном для этого времени, и по необходимым для неё средствам и возможностям);

- измеримость ожидаемого результата (достигнутый результат можно зафиксировать в каких-либо показателях, измерить).

Также необходимо, чтобы предполагаемый результат был

- социально и личностно значимым;

- актуальным, значимым не только на сегодняшний день, но и в будущем;

- востребованным развивающейся личностью и потребителями образовательных услуг (учащимися, родителями, обществом, производством, государством);

Не забывайте о вечных ценностях! Руководствуйтесь принципами гуманизма, культуросообразности, демократизма.

 

Общий алгоритм постановки цели.

1. Прояснение собственных потребностей:

- анализ текущей ситуации,

- чего вы хотели бы добиться.

2. Прояснение возможностей.

3. Выбор цели.

4. Уточнение цели.

5. Планирование достижения цели (согласно пп.1-4).

6. Проверка согласованности цели и задач.

7. Контроль своих достижений: определение меры успеха.


Психотренинг «Мой путь к цели»

 

1. Представьте свою цель, ощутите ее – это то, что вам необходимо. К любой цели есть путь – далекий или близкий, трудный или легкий... Каким будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?

2. Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая, прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй... Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?

3. Быть может, вам встречаются препятствия... Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

4. Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.

5. Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели... Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

6. Сохраните этот образ в своем воображении и возвращайтесь в наш кабинет.

 

Как выбрать цель для современной школы?

1.а Сформулировать цель современного общего среднего образования, какой она, по-вашему, должна быть, учитывая сегодняшние и прогнозируя будущие потребности личности, общества, государства.

1.б Найти (в литературе, журнальных статьях, в Интернете) и процитировать, как формулируются цели образования в средней школе сегодня. Провести содержательный анализ и дать оценку найденной информации.

2. Представьте, что Вы открываете авторскую школу [30], в которой учащиеся будут получать общее и дополнительное образование (совместить). Вам необходимо сформулировать цель для своего образовательного учреждения(ОУ), учитывая:

- особенности контингента учащихся (кого вы предполагаете там учить – возраст, специфику выбранной группы учащихся, к кому будут обращены ваши образовательные услуги);

- предполагаемую длительность срока обучения;

- востребованность предлагаемых образовательных услуг (если у вас не захотят учиться или не найдется заинтересованного источника финансирования, вам некого или не за что будет учить!);

- социальную и культурную значимость предполагаемого результата.


Приложение 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.