Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По выполнению заданий для самостоятельной работы




Дополнительная

Основная

Отражение общемировых тенденций развития образования в образовательной практике

№ п/п Общемировые тенденции Образовательная практика
     

 

Литература

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.

2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1998.

1. Об образовании: Закон РФ. – М., 1996.

2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ. – М., 1998.

3. Национальная доктрина образования // Учит.газ. – 2000. – № 42.

4. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. – 2000. – № 12.

5. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования.—2002. – № 6.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010. www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Курс "Общие основы педагогики" является логическим продолжением курса "Введение в психолого-педагогическую деятельность" и тесно взаимосвязан с последним. Поэтому в данном курсе сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практикоориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов-психологов. Кроме того построение содержания курса "Общие основы педагогики" опирается на следующие принципы:

l принцип профессиональной направленности, ориентирующий на использование студентами получаемых знаний и умений в области осваиваемой ими профессии, формирование интереса к профессиональной деятельности и ценностного отношения к ней;

l принцип диалогового взаимодействия, ориентирующий на создание в ходе занятий пространства совместного поиска истины, где есть проблемы и варианты поиска, выбора решения; где есть возможность проявить себя в полилоговом размышлении, презентовать свою систему ценностей в диалоговом пространстве, апробировать признанные ценности во взаимодействии с другими;

l принцип субъектности знания, предусматривающий осмысление, понимание студентами осваиваемого материала и построение личностного, субъектного отношения к педагогическому знанию, присвоение его;

l принцип вариативности, направленный на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся.

В ходе изучения дисциплины у студентов формируются аналитические, проектировочные, коммуникативные, организационные педагогические умения и навыкипрактической педагогической деятельности; формируются умения профессионального самопознания. Курс содействует дальнейшему индивидуальному профессиональному саморазвитию студентов.

Организация самостоятельной работы базируется на следующих принципах:

- обеспечения ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно-значимое-для-себя знание;

- актуализации освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов;

- обеспечения активной позиции и стимулирования самостоятельной творческой деятельности студентов;

- направленности содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач, – раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений анализа и самоанализа педагогической действительности, коммуникативных педагогических умений.

Формами изучения курса являются лекционные, семинарские, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня:

1 – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях, семинарах;

2 – самостоятельная работа студентов, в ходе которой осуществляется освоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, формирование у обучающихся навыков самостоятельного их приобретения.

Основные теоретические знания студенты получают на лекциях. Приведем некоторые рекомендации по работе студентов на лекционных занятиях, так как от этого зависит, насколько продуктивно они в дальнейшем смогут работать на семинарских занятиях.

Лекция, как известно, одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Прошло много веков с момента появления этой формы обучения, но лекция до сих пор остается важнейшей формой учебного материала в вузе. К достоинствам лекции можно отнести возможность в течение непродолжительного времени сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме, раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу.

Поначалу у студента складывается мнение, что на лекции он – лицо пассивное, и все, что от него требуется, - слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опасное представление. На самом деле слушание лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого – понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать записи изложенного материала.

Чтобы студентам было легче на лекционных занятиях, рекомендуем несколько практических советов.

1. Не старайтесь записать дословно все, что говорит преподаватель. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, записывая самое существенное.

2. Учитесь «на слух» отделять главное от второстепенного. Но это не значит, что записывать нужно только основные положения и определения, необходимы и примеры, приводимые лектором.

3. Записи должны быть сжатыми, логично связанными, представляя собой развернутый план лекции.

4. Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи, обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя аккуратно и внимательно.

5. Оставляйте в тетради поля, которые можно использовать в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, дополнений и т.п.

6. Постарайтесь выработать свою собственную систему сокращения часто встречающихся слов или их замены определенными знаками. Это даст Вам возможность меньше писать, больше слушать и думать.

Для успешного освоения материала курса необходимы междисциплинарные знания; студент должен понимать и ставящиеся перед ним вопросы и проблемы, и в целом педагогику как науку. Кроме того, от студентов требуется самостоятельная работа в виде, в первую очередь, прочтения большого количества литературы (учебники, монографии, сборники статей, журнальные статьи и т.п.). Освоить изучаемый предмет также поможет постоянное размышление над прочитанным материалом, что может выражаться в различных формах, начиная с риторических вопросов и заканчивая дискуссиями в группе.

Поскольку количество часов аудиторной работы явно недостаточно для овладения таким большим объемом информации, на самостоятельную работу студента может уйти достаточно много времени. Предлагается изучению одной темы посвящать 7-10 дней. В течение этого времени необходимо прочитать несколько раз предложенный материал, выделить в нем основные смысловые части. После этого найти и проработать рекомендуемую литературу по каждому пункту, составить конспекты или сделать выписки из работ ученых. Далее снова прочитать предлагаемый текст, после чего желательно на семинарском занятии представить тему в сжатом виде (таблица, схема, компьютерная презентация и др.). Обязательным источником, с которым студент должен работать постоянно, являются педагогические словари.

При самостоятельном изучении тем следует учитывать следующие советы:

l определить место изучаемой темы в содержании курса;

l при первом ознакомлении с материалом быстро просмотреть изучаемый текст, представить себе его общее содержание, логику изложения;

l вдумчивое чтение текста надо осуществлять медленно, уясняя прочитанное, выделяя основные идеи. Прочитав материал, попытаться соотнести теорию с примерами из практики;

l при изучении сложного материала необходимо составить тезисы, рабочие записи;

l если в тексте встречаются непонятные термины, необходимо воспользоваться словарем и выяснить значение термина, иначе дальнейшее понимание материала будет осложнено;

l необходимо критически осмысливать прочитанное и изученное, ответить на вопросы, предложенные после каждой темы.

Примерные виды самостоятельной работы

1. Подготовка к восприятию содержания лекции.

2. Работа с основной и дополнительной литературой.

3. Конспектирование первоисточников, статей по отдельным темам курса.

4. Написание аннотаций и рецензий на статьи.

5. Составление докладов, реферативных сообщений.

6. Составление библиографий по одной из тем курса.

7. Оппонирование.

8. Выполнение письменных домашних заданий.

Методические рекомендации к выполнению реферата по дисциплине «Общие основы педагогики»

Реферат, как краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной проблемы, состоит из:

· введения,

· основной части (параграфов),

· заключения

· списка использованных источников и литературы.

Во введении последовательно излагаются:

1) актуальность темы;

2) анализ источников и литературы по теме (это, пожалуй, самый сложный момент в написании реферата. Здесь от автора реферата требуется не только указать, что и кем было ранее написано, но и попытаться охарактеризовать материал, который он использовал при написании реферата);

3) цель написания реферата;

4) структура реферата.

Введение заканчивается словами: "Реферат состоит из введения,...глав и заключения. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи работы. Глава 1-я посвящена.., во 2-й главе речь пойдет о... В заключении сформулированы основные выводы...".

Основная часть реферата может быть разделена на несколько глав, посвященных разным аспектам выбранной темы. Выводы формулируются в основной части реферата согласно логике изложения. В тексте формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: "Итак...", "Таким образом...".

В заключении автор реферата должен кратко (не более чем на 1 стр.) выделить основные содержательные аспекты реферата и сформулировать соответствующие выводы.

Объем реферата не должен превышать 15 страниц машинописного или компьютерного варианта через 2 интервала (или 3000-3500 слов).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА:

1. Реферат может быть выполнен в машинописном или в электронном варианте.

2. В реферате расшифровка условных обозначений обязательна.

3. Вариант оформления титульного листа представлен в приложении

4. Требования к бумаге: листы формата А 4 (210x297 мм).

5. Содержание реферата можно разбивать (если это необходимо) на разделы, подразделы и пункты по следующей схеме:

1. Раздел (его наименование)

1.1. Нумерация пунктов первого раздела (его наименование)

1.1.2. Нумерация пунктов первого подраздела (его наименование) и т. д.

6. После названия раздела точка не ставится. Каждый раздел начинается с новой страницы. Подчеркивать заголовки не следует.

7. Номер страницы ставится в верхнем правом углу.

8. Оформление сведений об использованной литературе:

1) Сведения о книгах (учебники, справочники, монографии и др.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги (без кавычек), место издания, издательство (без кавычек), год издания, объем в страницах. Допускается сокращение названия только двух городов: Москвы (М.) и Ленинграда (Л.), Санкт-Петербурга (СПб). Например: Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). - М.: Исследовательский центр, 1993. - 114с.

2) Сведения о статье из сборника или периодического издания (журнала) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, том (при необходимости), номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. При указании номеров страниц, на которых помещена статья, следует приводить номера первой и последней страниц, разделенных тире. Например: 11. Жураковский В. Компетентность. Инициатива. Ответственность. Высшее образование в России. - 1997.- №3. - С. 5-11.

3) Сведения об автореферате или диссертации оформляются следующим образом: Найденов М.И. Групповая рефлексия творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду. Автореф. Дисс.канд. психол. наук. - Киев, 1989. -14 с.

4) Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы. Таблицу помещают после первого абзаца, в котором она впервые упоминается. Таблицы нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают слово «Таблица» с указанием номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например: «Таблица 1.2» - вторая таблица первого раздела. При ссылке на таблицу в тексте указывается ее полный номер, слово «Таблица» пишут сокращенно, например: «табл. 1.2».

5) Все иллюстрации в реферате называются рисунками. Каждый рисунок сопровождается подрисуночной подписью. Рисунки нумеруют последовательно в пределах раздела (главы) арабскими цифрами. Например: «Рис. 1.2». Данные, приведенные на рисунках, следует кратко проанализировать.

6) Во время работы над рефератом необходимо делать ссылки на источники информации.

Ссылки обязательно делаются:

при цитировании;

при указании цифр, фактов, названий;

при формулировании определений.

При ссылках в тексте на источники и литературу, следует в квадратных скобках приводить порядковый номер по списку литературы с указанием использованных страниц. Например: [7, С. 10-12].

7) Сноски чаще всего оформляются следующим образом. Над ключевым словом или цифрой ставится номер сноски. Внизу текста слева сноски отделяются от основной части чертой (3-4 см). Под чертой указываются номер сноски и полные библиографические данные.

Например:

2 Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 1998. - С.47.

5 Методы педагогических исследований // Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: 1979. - С.71.

Сноски на периодические издания имеют отличия: вначале указывается название издания (без кавычек), затем год (через запятую), номер (можно указать и день, например 27 июня) и страница.

Например:

4 Высшая школа, 1999, №17, С.3.

8) Реферат может быть выполнен в виде рукописи. Текст должен быть написан разборчиво, без помарок и исправлений. Неаккуратно выполненные работы проверяться не будут.

9) Приложения оформляются как продолжение текста реферата после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение».

При подготовке реферата Вы можете также пользоваться Интернет-ресурсами. Например, поиск рефератов на сайте http: refpoisk.agava.ru

Ниже приведем ссылки на интересные программы, помогающие в написании рефератов:

Реферат Без Проблем (для Word97) 1.0

http://www.softlist.ru/cgi-bin/program.cgi?id=1298 Freeware, 55 kb.

TextAnalyst 2.0

http://www.softlist.ru/cgi-bin/program.cgi?682 Demo, 2111 kb.

TextReferent 1.0

http://www.softlist.ru/cgi-bin/program.cgi?681 Freeware, 1442 kb.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.