Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как издавать газету в учебном заведении: Практические советы 1 страница




Q

Q

Q

Q

Итак, рационализация в процессе осуществления деятельности предполагает сознательное управление человеком своим поведением на основе адекватного понимания ситуации и выбора оптимального в данных условиях способа действия.

 

Рациональность проявляет себя и на неосознаваемом уровне (эвристическая рациональность), когда человек интуитивно и нецеленаправленно стремится к экономии усилий, к наименьшей трате физических, умственных усилий, материальных ресурсов для выполнения деятельности.

 

К примеру, стремление к рационализации проявляется у человека в процессе речевой деятельности, для которой характерна определенная тенденция к бережливости, реализующаяся в эллиптических конструкциях. В соответствии в этой тенденцией в языке для всех случаев вырабатываются способы выражения, которые содержат ровно столько, сколько необходимо для понимания. Если цель коммуникации может быть достигнута разными путями, человек интуитивно выберет то средство реализации своего намерения, которое является для него оптимальным, наиболее экономным. В этом проявляет себя универсальный закон экономии языка.

 

s Можно ли развить у себя рациональное отношение к действительности s

 

&

Человеческие способности – это не застывшие образования, они, как известно, способны меняться как в сторону улучшения, так и в сторону деградации. От самого человека зависит, как будут изменяться его возможности.

 

Считается, что на земном шаре гениев всего 1%. Способных людей – 90%. Большинство людей – это способные люди, которые могут работать над совершенствованием своего интеллекта, своих способностей, своего отношения к деятельности. Главная задача – научиться управлять своими возможностями, максимально развивать их и способствовать их рационализации.

 

К примеру, Эйнштейн поставил перед собой цель увеличить продолжительность эффективного обдумывания идей и проблем. Начав с 20-30 минут, он постепенно довел время неотрывного размышления до 4-5 часов.

 

О неистощимых способностях человека к самосовершенствованию свидетельствует тот факт, что в 1920 г. англичанин Арнольд Брэдли при стенографировании смог достичь скорости 309 слов в минуту и за 5 минут записал 1545 слов.

 

Еще одним примером может послужить рекорд скорости чтения московской школьницы С. Архиповой, зарегистрированный в Российской книге рекордов Гиннесса. Она прочитала незнакомую ей книгу и затем ответила на все вопросы членов комиссии. Ее скорость чтения составила 60000 знаков в минуту, или 30 страниц текста в минуту.

 

При выяснении способности человека говорить с достаточной степенью точности, закономерно возникает вопрос, на каком количестве языков человек может приобрести беглость речи. В истории величайшими полиглотами считались: кардинал Меццофанти (1774-1849), бегло говоривший на 26-27 языках. Д-р Гарольд Уильямс из Новой Зеландии (1876-1928) бегло говорил на 28 языках. Самым крупным лингвистом Великобритании являлся Дж. Кемпбелл. Он работал в Международной службе Би-би-си с 54 языками.

 

Способности и возможности человека поистине безграничны. Главное – приложить старание, подключить усилия и можно добиться очень многого в постижении действительности и в приспособлении к себе окружающего пространства.

 


Рационализация учебной деятельности  

 

 

«Именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества». К. Д. Ушинский

&

Формируясь как индивидуальность, каждый из вас в процессе учения приобретает свой, уникальный жизненный опыт, открывает для себя новые горизонты знания.

 

Вместе с процессом познания и взросления велика вероятность появления неуверенности, беспокойства, которые вызваны переживаемыми переменами биологического, психологического характера. Это и озабоченность по поводу результата учебной деятельности, и быстрая смена настроения, сопровождающаяся ощущениями неуверенности, нестабильности, переживания оттого, что не совсем благоприятно складываются взаимоотношения с окружающими людьми.

 

Кроме того, в отличие от школы теперь у вас намного меньше времени отводится на аудиторную работу, где вы можете воспользоваться помощью, советом, рекомендациями преподавателя. Для достижения необходимых результатов соотношение аудиторного и самостоятельного обучения должно теперь колебаться в пределах одного часа работы в аудитории к двум-трем часам самостоятельной учебной деятельности вне непосредственного общения с преподавателем.

Такая свобода является на деле лишь кажущейся. Главное – избежать соблазна расходовать свободное время не по назначению, тратить его попусту. Необходимо научиться относиться к нему рационально.

 

Уметь справляться с «избытком» самостоятельности – сложная проблема, решение которой полностью зависит от ваших собственных усилий. Став студентами, вы берете ответственность по самосовершенствованию на себя. Наступила пора самим принимать решения, самим стремиться построить такую стратегию саморазвития, чтобы возможные трудности, проблемы не свернули бы вас с намеченного пути.

 

Для этого необходимо, прежде всего, взять на вооружение опыт людей, которые раньше проделали тот же путь, что и вы. Однако слепое копирование не может привести к наилучшим результатам, поэтому необходимо обдумать, всесторонне проанализировать и подвергнуть критике имеющийся опыт. Если он не соответствует вашим особенностям, потребностям, то стремитесь выработать и опробовать собственные приемы осуществления учебной деятельности, следя за экономией времени и усилий. Именно таким образом и происходит становление рационального стиля учебной деятельности.

 

s В чем особенности рационального стиля учебной деятельности s

 

Рациональным является тот стиль учебной деятельности, который:

 

· нацелен на самосовершенствование личности, творчески-конструктивное ее развитие;

 

· вбирает в себя нормативы учебной деятельности, т.е. то, что было накоплено ранее, проверено на практике, доказано как оптимальное действие и соответствует конкретным условиям деятельности;

· содержит индивидуально-своеобразные способы учебной деятельности, определяемые самим человеком, оптимальность которых зависит от личностных особенностей и предпочтений;

 

· сопровождается чувством удовлетворения, комфорта при выполнении действия; соответствует эстетическим запросам;

 

· затрагивает все стороны самостоятельной учебной деятельности в вузе, а именно:

 

- работу на лекции;

- работу на семинарском (практическом) занятии;

- работу во время сессии;

- научно-исследовательскую работу.

 

Сформированность рационального стиля учебной деятельности означает, что у вас имеются многоцелевые, мобильные навыки, с большим потенциалом переноса. Именно они обеспечивают быструю и эффективную реализацию следующих функций в ходе выполнения учебной деятельности:

 

· общения (в устной и письменной форме);

 

· рационального использования своего времени;

 

· установления правильной очередности решения задач, отвечающей степени их актуальности;

 

· предоставления информации в оптимальной форме;

 

· правильного (рационального) подхода к изучению сложных, проблемных вопросов;

 

· анализа вопросов в логичной, наглядной форме.

 

Наличие рационального стиля учебной деятельности имеет и большое развивающее значение, т.к. от этого во многом зависит:

 

· раскрытие вашего кругозора и индивидуального творческого потенциала;

 

· выработка самодисциплины, самоорганизованности;

 

· определение оптимальной стратегии саморегуляции, самосовершенствования, саморазвития;

 

· повышение вашей активности, инициативы, творческих способов решения проблем.

 

 

s Каков пример рационального отношения к учебе s

ü Оцените приведенный пример рациональной подготовки к лекционному занятию с точки зрения выполнения/невыполнения вами лично соответствующих действий.

При подготовке к лекции я:

 

· анализирую (письменно или устно) предыдущую лекцию путем пересмотра ее записей по конспекту;

 

· завершаю оформление конспекта: произвожу соответствующее графическое маркирование (подчеркивание, выделение главного), делю лекцию на разделы и подразделы, вопросы и подвопросы;

 

· прогнозирую (предугадываю) содержание лекционного материала по заданной преподавателем теме, по соответствующему разделу программы;

 

· увязываю тему-проблему предстоящей лекции с информацией, полученной на предыдущих лекциях;

 

· обнаруживаю вопросы, на которые следует обратить особое внимание на предстоящей лекции;

 

· сопоставляю прогнозируемое содержание с информацией по данной теме, содержащейся в учебнике, учебном пособии.

 

ü Проанализируйте предложенные ниже суждения о необходимости стремления к рационализации собственного учения и обозначьте тот, который более всего соответствует вашей позиции.

 

· Я понимаю значимость рациональности в жизни человека и постоянно стремлюсь к ее достижению.

 

· Я понимаю значимость рациональности в жизни человека и осознаю, что у меня это стремление не реализуется в полной мере.

 

· Я понимаю значимость рациональности в жизни человека и осознаю, что у меня это стремление отсутствует.

 

· Я понимаю значимость рациональности в жизни человека и принимаю решение достичь ее в процессе выполнения любой деятельности.

 

· Я считаю, что рациональность не играет существенной роли в жизни человека, и нет необходимости ее достижения.

 

ü Сделайте самостоятельный вывод о необходимости стремления к рационализации собственного учения и сформулируйте соответствующую цель вашей деятельности.

__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Познаю самого себя  

 

«В каждом человеке заложен огромный потенциал силы и энергии, он прячется там, где находится наше внутреннее “Я”. Чтобы его открыть и начать использовать, необходимо изучить это “Я” и затем идти тем путем, которое оно подскажет». Философы древности

 

&

Изучение своих индивидуальных особенностей – первый шаг в постижении своего «Я» и в определении индивидуально своеобразной программы рационализации учебного труда. Эти особенности проявляют себя в выполнении деятельности. Поэтому вам предлагается «заглянуть в себя», проанализировать свой студенческий опыт в осуществлении учения, выявить сильные и слабые его стороны, чтобы наиболее эффективно воздействовать на последние с целью рационализации. Познание себя – увлекательнейшее занятие, приносящее много открытий, позволяющее исправить недостатки и развить достоинства в осуществлении учебной деятельности.

 

 

ü Ниже предлагается ряд тестов, направленных на установление особенностей личности в процессе осуществления человеком деятельности. Выполните эти тесты и определите присущие вам особенности.

 

s Как определить свои деловые качества s

 

Тест 1

 

Этот тест нацелен на то, чтобы определить особенности личности, которые свидетельствуют о творческом отношении к делу, исполнительности и организованности. Необходимо внимательно прочитать список предложенных качеств и отметить из них 7 наиболее значимых и характерных для вас.

 

Перечень качеств

 


1. Самостоятельность.

2. Творческий подход к делу.

3. Инициативность.

4. Старательность.

5. Аккуратность.

6. Исполнительность.

7. Дисциплинированность.

8. Усидчивость.

9. Добросовестность.

10. Трудолюбие.

11. Оперативность.

12. Настойчивость.

13. Работоспособность.

14. Ответственность.

15. Организованность.


Оценка результатов

    ! Преобладающие качества С 1 по 3 включительно —   С 4 по 10 включительно —   С 11 по 15 включительно — Характеристика деловых качеств Творческая направленность личности Исполнительская направленность личности Организаторская направленность личности
s Как определить свой уровень саморегуляции s

Тест 2

Проанализируйте алгоритм самостоятельной организации учебного труда. Определите присущие вам свойства саморегуляции деятельности, отметив соответствие / несоответствие вашего стиля учебной деятельности запрограммированным в алгоритме шагам.

Этапы Шаги Свойства
I. Осмыслить цель работы 1.   2.   3. Чего ты должен добиться, что должен иметь в итоге выполнения работы? Для чего дается этот вид заданий? Какие навыки он разовьет? Где приобретенные умения тебе пригодятся в работе?   Целеполагание
II. Определить приемы выполнения задания 4.   5.   6. Определи степень сложности задания. Продумай возможные варианты решения проблемы. Выбери наиболее рациональный способ выполнения задания   Програм-мирование
III. Наметить план работы 7. 8.   9. Выдели главное и второстепенное. Определи последовательность операций. Наметь возможные варианты творчества или выбери моменты, где можно проявить индивидуальность. Планиро-вание
IY. Организовать выполнение задания 10.   11.     12. Выполняй работу в соответствии с намеченным планом. Подходи к работе творчески, находи оригинальный способ выполнения задания, предлагай свои варианты. Фиксируй время выполнения задания, стремись к оперативности в работе. Исполнение
Y. Осуществить самоконтроль 13.     14.     15. Сопоставь результаты работы с целями ее выполнения – достиг ли ты поставленных целей. Проанализируй, какими приемами ты пользовался при выполнении задания (есть ли новые навыки). Учти ошибки в планировании, осуществи коррекцию приемов работы. Контроль
YI. Сделать самоотчет 16.     17.     18. Что получается легко и быстро, что с трудом, где можно применить знания? Определи задачи дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, навыков и умений. Конкретизируй свои ближайшие задачи и пути их реализации. Наметь, какие виды работы тебе надо выполнять чаще. Оценка и коррекция

Самооценка результатов

ü Сформулируйте вывод о наличии у вас качеств саморегуляции учения: целеполагания, программирования, планирования, исполнения, контроля, оценки и коррекции. Для подтверждения сделанного вывода выполните тест 3.

 

 

Тест 3

Данный тест направлен на определение ваших сильных сторон в области саморегуляции учебной деятельности. Отметьте соответствие (да) или несоответствие (нет) каждого утверждения вашим личностным особенностям в самостоятельной организации учебного труда.

 

    да нет
Планирование 1. В процессе самостоятельной работы обычно устанавливаю для себя объем подготовки и сроки выполнения 2. Если я и решил(а) подготовиться к занятиям, это не значит, что так оно и будет. 3. Часто не удается вовремя приступить к занятиям: то приходят друзья, то кино, или вечеринка, или что-нибудь другое. 4. Всегда планирую предстоящую учебную деятельность: определяю цель, средства, последовательность действий, их сложность/легкость, время, необходимое для ее осуществления. 5. Живу сегодняшним днем, не «забегаю вперед» в определении учебных перспектив.    
Моделирование 6. Какой бы объем материала я ни планировал(а) изучить, обычно я успеваю его подготовить к установленному сроку. 7. Не раз случалось, что я учил(а) и готовил(а) не совсем то, что требовалось. 8. Готовясь к занятию, всегда предвижу все стороны учебной ситуации (деятельность преподавателя, одногруппников, свою деятельность, особенности учебной ситуации и т.д.). 9. Стремлюсь к наиболее приемлемым для себя способам подготовки к занятиям. 10. Требования преподавателя не являются для меня значимыми в организации учебной деятельности.    
Программирование 11. Обычно перед подготовкой к очередному занятию выделяю, что буду учить в первую очередь, а затем все остальное. 12. На экзамене я скорее придерживаюсь правила – рассказывать все, что я знаю о вопросе, чем отвечать коротко, но по существу. 13. Если требует ситуация, легко меняю программу учебной деятельности, без затруднений отклоняюсь от «заданного курса».    
Оценка 14. Оценка за контрольную работу обычно оказывается не такой, как я ожидал(а). 15. Если меняется преподаватель, то я долго привыкаю к его новым требованиям. 16. Обычно не предвижу заранее, какую оценку могу получить, т.к. не знаю требований преподавателя.    
Самостоятельность 17. Я бы хотел(а) по некоторым дисциплинам заниматься по программе самостоятельного обучения 18. Тщательность моей подготовки к занятиям часто зависит от строгости преподавателя. 19. С трудом вхожу в ритм учебной работы после студенческих каникул или длительного перерыва в занятиях. 20. С трудом перестраиваюсь, если у преподавателя иные требования, чем я ожидал(а). 21. Более успешно отвечаю, когда преподаватель доброжелателен, и намного хуже, если он не в настроении. 22. Всегда придерживаюсь постоянного распорядка дня.    

 

Оценка результатов

Ваш уровень саморегуляции является высоким, если Вы согласились со следующими утверждениями: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 17, 22. В противном случае он не является достаточным для эффективной организации учебной деятельности.

Определите, какая сторона саморегуляции не является у вас достаточно развитой, и сформулируйте задачу по ее совершенствованию: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

s Как определить рациональность своей учебной деятельности s

 

Тест 4

Из представленных на каждый вопрос вариантов ответа («да», «нет») обозначьте тот, который в наибольшей степени соответствует вашему опыту в осуществлении учебной деятельности.

  да нет
1. Свое внеаудиторное время всегда планирую на перспективу    
2. Ценю и берегу свое учебное время    
3. При проектировании своего внеаудиторного времени подчиняю внеучебные цели и интересы учебным обязанностям    
4. Всегда так планирую свое внеаудиторное время, чтобы можно было реализовать учебные и внеучебные цели    
5. Предусматриваю возможные учебные трудности    
6. Так распределяю свои силы и возможности, чтобы не допустить переутомления, работы за счет сна    
7. Так распределяю свое время, чтобы его было достаточно на подготовку и к практическим, и к лекционным занятиям    
8. Так распределяю свое время, чтобы подготовку к контрольному занятию (тестированию, контрольной работе, опросу и т.д.) не вести в ущерб подготовке к текущим занятиям    
9. Организовываю самоподготовку с учетом рекомендаций по гигиене умственного труда    
10. Организовываю работу над учебным материалом таким образом, чтобы его не только понять, но и запомнить    
11.Организовываю самоподготовку так, чтобы полностью подготовиться ко всем очередным занятиям.    
12. Основательно готовлюсь к восприятию и пониманию очередной лекции    
13. Предусматриваю свою систему, свой ритм и свою последовательность в самоподготовке.    
14. Готовлюсь к контролю без штурмовщины    
15. В срок и качественно выполняю все очередные задания преподавателя    
16. Осознаю положительные стороны в организации своей самоподготовки и активно на них опираюсь    
17. Контролирую и при необходимости корректирую запланированную работу    
18. Осознаю слабые стороны, недостатки в организации самоподготовки и стремлюсь их устранить.    
19. У меня сложился свой способ подготовки к занятиям, к экзаменам    
20. Равномерно использую все дни для подготовки к экзамену    
21. При подготовке к занятиям, к экзаменам руководствуюсь собственным стилем деятельности, не «копирую» стиль других (одногруппников, друзей и т.д.)    
22. Я удовлетворен своими успехами в учебе.    
23. Я доволен собственной организацией учебной деятельности    

 

Оценка результатов

! Если у вас преобладают отрицательные ответы, то стиль вашей учебной деятельности не может быть признан рациональным и необходима специальная работа по его корректировке

ü Выполнив тесты, охарактеризуйте собственную учебную деятельность с точки зрения: ваших деловых качеств; уровня саморегуляции; рациональности учебной деятельности.

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

&

Самостоятельное исследование своих особенностей не должно ограничиваться только выполнением серии тестов. Необходимо постоянное наблюдение за самим собой с целью определения тех особенностей выполнения учебной деятельности, которые приносят удовлетворение, способствуют достижению успешности в обучении. Действительно, если поставить перед собой задачу достижения наибольшей рациональности учения, то в первую очередь придется задуматься, что положительного накоплено, что следует еще приобрести в следующих видах самостоятельной учебной деятельности:

 

· на лекционном занятии;

 

· на практическом занятии;

 

· при подготовке к экзамену;

 

· при выполнении научно-исследовательской работы.

s Каковы критерии рациональности учебного действия s

 

Для определения рациональности выполняемого действия, руководствуйтесь следующими критериями. Оно должно:

 

· экономить время, затрачиваемое для решения учебной задачи;

 

· сократить объем умственных и физических усилий при выполнении задания и тем самым препятствовать усталости;

 

· быть простым и удобным для выполнения, не требовать «насилия» над собой;

 

· обеспечивать высокий уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков при изучении учебных дисциплин;

 

· не потерять практической значимости ни во время аудиторной, ни во время внеаудиторной работы;

 

· стимулировать творчество и отвечать эстетическим запросам по организации и оформлению деятельности;

 

· помочь росту профессионализма личности, ее гармоничному развитию.

 

ü Перечислите:

- какие приемы вашего учебного труда вы оцениваете как позитивные, и сколько времени требует их выполнение;

- какие приемы не являются рациональными, и с какими временными потерями связано их выполнение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ü По результатам проведенной самодиагностики сделайте вывод, способны ли вы:

- сознательным усилием воли противостоять проявляющимся у вас мыслям о том, что неплохо было бы посмотреть телевизор, погулять, заняться чем угодно, только бы увильнуть от занятий учебной деятельностью;

 

- критически оценить, насколько рационально вы потратили свободное время, сколько реального времени вы отдали разнообразным учебным нагрузкам;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.