Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение. Тема 3. Темперамент, характер, способности




Тест

Тема 3. Темперамент, характер, способности.

Адача 3.

1. Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животными?

2. Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию?

Датский психолог Байтендайк поставил перед животными: кошкой, собакой и обезьяной — ряд баночек. Под первой из ба­ночек лежала приманка, которую животное путем проб и ошибок легко находило. Во втором опыте приманку клали под вто­рую баночку, в третьем опыте - под третью, в четвертом опыте - под четвертую и т. д. Проводили большое число опытов, однако реакции на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той баночке, где находилась приманка в предыдущий раз.

Подобный опыт провел с детьми советский психолог А.Р.Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элемен­тарной речью, после двух-трех опытов легко справлялись с этой задачей.

 

 

 

1. Анализ уникальности конкретного человека является главной задачей:

а) общей психологии;

б) возрастной психологии;

в) психологии индивидуальных различий;

г) социальной психологии.

2. Структурой характера в психологии принято считать:

а) наиболее устойчивые его черты;

б) степень развитости определенных его черт;

в) закономерную зависимость между отдельными его чертами;

г) иерархию мотивов человека.

3. Понятие «сила нервной системы» означает:

а) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процес­са другим;

б) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения;

в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.

4. Акцентуацией характера называют:

а) черты характера, ведущие к патологии личности;

б) крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера;

в) отсутствие стержневой объединяющей основы в характере;

г) наиболее яркие выпуклые его черты.

5. Свойство темперамента, которое обусловливает высокую частоту реакций, внезапность, прерывность, мелкость, дробность, подчеркнутость, интенсивность, как бы акцентированность в движениях, действиях речи, высокую частоту пространственных перемещений, обозначается как:

а) сангвинический темперамент;

б) сенситивный изотонический ритм;

в) меланхолический темперамент;

г) мобилитивный изотонический ритм.

6. Характером называется:

а) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность черт психики;

б) социальное качество индивида, приобретаемое в процессе воспитания и самовоспитания;

в) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях;

г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от ситуации.

7. Свойство темперамента, характеризующееся широким полем восприятия, сильным контактом с воспринимаемыми стимулами, автоматической, спонтанной реакцией, обозначается как

а) конформность;

б) экстраверсия;

в) агентивный тип восприятия;

г) каутивный тип восприятия.

8. Природной основой развития способностей являются:

а) психологические особенности;

б) задатки;

в) строение головного мозга;

г) тип темперамента.

9. Специальными способностями называются те, которые связаны с:

а) условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность);

б) психофизиологическими основами;

в) настойчивостью и личностными качествами в освоении той или иной деятельности;

г) отдельными деятельностями (музыкальные, литературные, математические и т.д.).

10. Задатки определяются как:

а) склонность к определенным видам деятельности;

б) врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

в) способности в своем неразвитом виде;

г) мотивы, определяющие выбор того или иного вида деятельности.

11. Для астенического типа характерно:

а) тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

б) склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

в) отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов;

г) выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, привлечению внимания к себе, чрезмерной эмоциональностью.

12. Термин «подвижность нервной системы» определяется как:

а) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения;

б) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;

в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

13. Характер как психологическое образование входит в общую классификационную группу с:

а) мышлением;

б) способностями;

в) мотивами;

г) потребностями;

д) направленностью.

 

Задания

Пример выполнения задания

Задание.

Решите следующую ситуацию. Определите тип темперамента данного ребенка: «Пятилетний Сергей не очень высок для своего роста, но гибок и строен. Обычно, если он падает, то на глазах мгновенно появляются слезы, но он быстро утешается. Любит качаться на качелях, залезать на высокие деревья. Он может быстро отвлечься от своей игры. Его голова и глаза быстро двигаются туда-сюда, как у маленькой птички. Засыпает быстро и легко просыпается. Ритм - его сущность».

 

 

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

 

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму  
1.   Выяснение частоты проявления анализируемых поведенческих реакций человека В описании поведения Сергея употребляются слова «обычно», «часто», что указывает на типичность данного поведения.
2. Определение силы нервной системы Высокая физическая активность говорит о сильной нервной системе. (Напр.: «Любит ка­чаться на качелях, залезать на высокие деревья».
3.   Определение уравновешенности нервной системы Присущее ребенку чувство ритма говорит об уравновешенности нервной системы. (Напр.: «Обычно, если он падает, то на глазах мгновен­но появляются слезы, но он быстро утешается»).
4.   Определение подвижности нервной системы Быстрота переключения с одной деятельности на другую говорит о подвижности нервной системы. (Напр.: «Он может быстро отвлечься от своей игры. Его голова и глаза быстро двигаются туда-сюда»).
5.   Обобщение сочетания свойств нервной системы Итак, нервная система Сережи сильная, уравновешенная и подвижная.
6.   Соотнесение установленного сочетания свойств с классификационными признаками типов темпераментов Сильная, уравновешенная и подвижная нервная система, по классификации И.П.Павлова, соответствует сангвиническому темпераменту.

 

Выполните самостоятельно следующие задания

Задание 1.

Определите тип темперамента данного ребенка:

«Ко дню рождения Кати (8 лет) мама пригласила детей такого же возраста, но Катю долго не могли найти. Она спряталась под большим столом, забилась в угол и замерла. Когда ее вытащили из-под стола, она долго плакала, а потом смотрела на игру других детей со скорбным лицом и страданием во взгляде. Затем, преодолев себя, включилась в игру, но очень быстро устала, стала капризничать и плакать».

 

 

Задание 2.

Определите тип темперамента данного ребенка:

«Десятилетняя Ирина бушует. Ее коренастое тело дрожит, своими крепкими кулачками она колотит мальчика, который обидел ее младшего братишку. Ирина всегда знает, чего хочет, и знает, как достичь желаемого. У нее все зависит от воли. Она многого может добиться самостоятельно, если осознает, что это необходимо. Любит отчаянные и рискованные истории. Она темпераментная актриса, если роль ей по душе».

 

 

Задание 3.

Определите тип темперамента данного ребенка:

«Андрей, будучи младенцем, подолгу тихо лежал в кроватке и следил взглядом за медленными движениями собственных толстых ручек, которые долгое время были его единственной игрушкой. Еда и переваривание − это два занятия, которым ребенок предавался с удовольствием и упорством. Когда Андрей играет, его фантазия довольно незначительная. Часто бывает один, у него нет друзей. Для других он слишком скучен, они для него − слишком шумны».

 

 

Задание 4.

Определите тип темперамента данного ребенка:

«Али обычно угрюмо и безучастно сидит на занятиях в школе. Ничто не может вывести его из замкнутости и равновесия, окрашенного в эмоционально негативный фон. Его учительница уже почти отчаялась. Но однажды на прогулке в лесу Али вдруг оживился, стал залезать, как обезьяна, на высокие деревья, подпрыгивал с пронзительным криком и как бы указывал своим поведением на связь маленького дикого зверька с явлениями природы».

 

 

Задание 5.

Определите тип темперамента данного ребенка:

«Хотя Наташа стройна и имеет остренькое бледное личико, создается впечатление, будто ее тело очень тяжелое и она устала его носить. Она ходит с опущенной головой, согнутой спиной. Она быстро устает и страдает головными болями. Жизнь в фантазиях иногда помогает ей преодолеть телесную слабость, но обычно ее воля слаба. Она боится холодной воды, больше всего любит тепло».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.