Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адача 2




Задачи

3.10.

3.9.

3.8.

3.7

3.6

3.5

3.4

3.3.

3.2

3.1.

Тест

Тема 1. Предмет психологии как науки

1. Учение о наивысших сущностях и процессах в живом организме отражено в термине:

а) психология;

б) физиология;

в) политология.

2. Познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике, называется:

а) объективным;

б) научным;

в) философским;

г) обыденным.

3. Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется:

а) самосознание;

б) душа;

в) сознание;

г) психика.

4. Сфера человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация и построение способов взаимодействия миром, называется:

а) логика;

б) наука;

в) методология;

г) философия.

5. Материалистическая философия:

а) проповедует идею «абсолютного духа», мировой воли;

б) не признает ни души, ни разума;

в) рассматривает психику как явление вторичное, производное от материи;

г) рассматривает психику и материю как единицы.

6. Идеалистическая философия:

а) рассматривает психику как явление вторичное, производное от материи;

б) считает психику и материю равноправными;

в) не признает ни души, ни разума;

г) проповедует идею «абсолютного духа», мировой воли.

7. «Психология» в переводе с древнегреческого означает:

а) наука о жизни;

б) наука о душе;

в) наука о сознании;

г) разум и душа.

8. Метод, не являющийся психологическим:

а) организационный;

б) дидактический;

в) эмпирический;

г) коррекционный;

д) генетический.

9. Выработанный внешними (опосредованными) средствами анализ своего рефлектирующего состояния называется:

а) интроверсией;

б) интроспекцией;

в) самовнушением;

г) активизацией.

10. Метод, состоящий в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях:

а) естественный эксперимент;

б) беседа;

в) наблюдение;

г) интервью.

11. Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал

а) В.Вунд;

б) И.Сегенов;

в) У.Джемс;

г) И.Павлов.

12. Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод:

а) лонгитюдный;

б) поперечных срезов;

в) эксперимент;

г) конспект-анализ.

13. Совокупность образов и ценных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется:

а) теорией;

б) гипотезой;

в) парадигмой;

г) методом.

14. Понимание человека как доброго от природы, характерно для:

а) гуманистической психологии;

б) когнитивной психологии;

в) психоаналитического направления;

г) гештальтпсхологии.

15. Первая психофизиологическая лаборатория в России создана в:

а) 1879 году;

б) 1896 году;

в) 1885 году;

г) 1902 году.

 

Задания

1. Выберите правильный ответ.

- Зарождение научной психологии связано с именем:

а) Павлова;

б) Вундта;

в) Декарта;

г) Уотсона.

- Главное отличие научной психологии от житейской состоит в:

а) использовании научных понятий;

б) видении в малых фактах отражения общих принципов;

в) проведении экспериментов;

г) отказе от интуитивного знания.

- Если ребенок не хочет идти в школу, то родитель должен его показать специалисту, занимающемуся:

а) социальной психологией;

б) возрастной психологией;

в) педагогической психологией;

г) общей психологией.

2. Составьте таблицу, где в первой графе сами придумайте определения следующих понятий, а во второй графе выпишите определения этих понятий из словаря.

 

 

№ п/п Понятие Житейское понятие (даете свое определение) Научное понятие (выписываете из словаря)
1 Психика
2 Психология
3 Сознание
4 Поведение
5 Душа
6 Активность
7 Бессознательное
8 Установка
9 Деятельность
10 Операция
11 Чувственность
12 Стимул
13 Отражение
14 Адаптация

 

 

3. Определите, представителями каких направлений психологии являются авторы приведенных высказываний. Прокомментируйте их суждения с точки зрения сходства и различия их научных взглядов. Выделите параметры (основания), по которым Вы проводили сравнение.

а) В.Вундт: Психология «должна исследовать факты сознания, их связи и отношения с целью открыть в результате законы, которые управляют этими отношениями».

б) К.Штумпф: Психические функции - основной предмет психологии, которая должна изучать отношения между психическими функциями и феноменами.

а) Б.Скиннер: есть два типа условных рефлексов: типа S - когда реакция возникает в ответ на действие стимула, типа R - когда сначала производится реакция. Если эта реакция подкрепляется, то она затем производится с большей легкостью и постоянством. При этом процесс научения происходит автоматически: подкрепление приводит к «закреплению» в нервной системе связей и усилению реакций независимо от воли и желания субъекта. Из этого Скиннер делает вывод, о том что с помощью действия стимулов можно «лепить» любое поведение человека.

б) Ж.Пиаже: принцип эгоцентризма (от лат. «эго» - Я и «центрум» - центр круга) царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (интересах, влечениях) и не способен стать на позицию другого («децентрироваться»), критически взглянуть на свои суждения со стороны. Этими суждениями правит «логика мечты», уносящая от реальности.

а) Фр.Брентано: область психологии - это не сами по себе отдельные ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект (акты представления, суждения, эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

б) Дж.Уотсон предлагал «выбросить за борт» как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

а) З.Фрейд считал, что бессознательное является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрыто от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Предсознательное - его содержание без труда может быть осознано человеком. Сознательное содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные влечения.

б) К.Хорни главную причину возникновения неврозов предлагала искать в социальном окружении человека, негативном воздействии на него цивилизации. Распад старых ценностей и зарождение новых на фоне разнообразных жизненных укладов становятся факторами, тормозящими выбор человеком определенных ориентации. Это способствует возникновению внутриличностных конфликтов, не осознаваемых личностью.

а) Э.Титченер: предмет психологии - это элементы сознания, которые даны человеку в его самонаблюдении.

б) У.Джеймс: психология представляется как естественная биологическая наука, предметом которой служат «психические (ментальные) явления и их условия».

а) А.Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

б) К.Роджерс утверждал, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом. Причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности с тем, чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации.

а) К.Юнг считал бессознательную психику насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами. Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры.

а) В.Вундт: «Так как всякое психическое образование состоит из множества элементарных процессов, обыкновенно не начинающихся и не оканчивающихся одновременно в один и тот же момент, то связь, соединяющая эти элементы в одно целое, всегда выходит за его пределы, так что одновременные и последовательные образования соединяются друг с другом, хотя и менее тесно. Это сочетание психических образований мы называем сознанием».

б) Э.Торндайк: в органическом мире выживает лишь тот, кому удается, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных.

а) П.Жане: главным механизмом возникновения внутрипсихических процессов служит интериоризация. Социальные действия из внешних, объективно наблюдаемых становятся внутренними, незримыми для других. Именно в силу этого возникает иллюзия их бестелесности и порождаемости «чистым» Я, а не сетями межличностных связей.

б) Представители гештальтпсихологии заявляют о том, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

а) А.Маслоу: в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Не от сексуальных травм, а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

б) В.Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу.

 

 

Задача 1.

Какие из положений, приведенных ниже, характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное отражение?

а) активно воздействует на среду;

б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

г) является фотографией окружающей действительности;

д) сигнализирует о жизненно важном для организма.

 

Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое - материалистическое?

а) психическая деятельность не зависит от внешних причин;

б) психическая деятельность - свойство мозга;

в) психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения;

г) психическая деятельность-отражение объективной действительности.

Задача 3.

Выбрать положения, характеризующие идеалистическое, вульгарно-материалистическое и диалектико-материалистическое понимание соотношения психики и ее проявлений в деятельности:

а) психическое явление имеет многообразные внешние проявления;

б) каждому психическому явлению соответствует строго определенное внешнее проявление;

в) различные психические явления внешне могут проявляться одинаково;

г) психическое явление может происходить без каких-либо внешних и внутренних проявлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.