Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом закономерностей мышления учащихся




 

Анализ урока с точки зрения учета закономерностей мышления учащихся предполагает, что необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В какой мере урок подготовлен с точки зрения создания у учеников целей умственной деятельности, соответствующих целям и задачам урока?

2. В какой мере педагог обучает па уроке учащихся приемам целеполагания?

3. В какой мере учащиеся владеют выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?

4. Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учеников?

5. Формируются ли в ходе урока мотивы мышления? Какая роль принадлежит формированию собственно познавательных мотивов?

6. Какие средства использует педагог для формирования интереса к изучаемому материалу и процессу мышления?

7. Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

8. В какой мере в ходе урока у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

9. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

10. Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою собственную мыслительную деятельность?

11. Какую информацию (обратную связь) получает педагог о реальном ходе учебного процесса? Как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?

12. Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

13. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

14. Какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?

15. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивами школьника?

16. В какой мере учитель создает у учащихся готовность к мышлению? Использует ли педагог возможность создания у школьников установок для управления собственной мыслительной деятельностью?

17. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников?

18. Ориентируется ли учитель в планировании и построении обучающих воздействий на зону ближайшего развития ученика? Какие формы помощи планирует использовать учитель (для разных групп учащихся)?

19. Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным возможностям школьников?

20. Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем различным учащимся при выполнении ими учебных заданий?

21. Имеет ли учитель четкие представления об индивидуальных особенностях мышления, уровне обучаемости школьников?

22. Как учитываются индивидуальные показатели мышления школьников при организации учебного процесса?

23. Учитываются ли различия школьников по основным качествам мышления (глубине ума, гибкости, устойчивости, самостоятельности, осознанности)?

24. Учитывает ли педагог индивидуальные различия в скорости, темпе мышления?

25. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?

26. Какие формы контроля за мыслительной деятельностью школьников использует педагог?

27. Формируются ли у школьников навыки самоконтроля?

28. Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные задания? Какова степень, подготовленности, продуманности этих заданий?

29. Как учитываются умственные способности учащихся в оценочной деятельности педагога?

30. Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?

31. Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся на уроке?

32. Оцените степень активности мышления класса и отдельных учащихся па уроке.

33. Попытайтесь оценить (и проверить с помощью беседы с учениками) эффективность урока в плане достижения основных образовательных (усвоение понятий, выработка навыков и т. п.) и развивающих целей урока. В беседе с учеником постарайтесь выяснить, что и в какой степени усвоено им на уроке.

34. Попытайтесь выделить на примере мышления отдельного учащегося приемы его мыслительной деятельности и оценить их адекватность,

Контрольные вопросы

1. К какому объекту структуры анализа урока можно отнести представленные рекомендации?

2. Какое значение в организации урока имеет учёт данных рекомендаций?

3. К какому уровню (этапу) психологического анализа урока следует отнести данные рекомендации?

4. Выделите и охарактеризуйте особенности внимания, памяти, мышления, восприятия младших школьников, подростков, старших школьников.

Задания и вопросы для самостоятельного изучения

Посетите урок в школе или занятие в вузе и проанализируйте его с учетом предложенных рекомендаций (по вашему выбору).


РАЗДЕЛ Iv. Вопросы входного и итогового контроля




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.