Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
2 балла
1 балл
0 баллов
С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос.
дано рассуждение на теоретическом уровне
дано рассуждение на теоретическом уровне, но есть 1 фактическая ошибка
тезис не доказан, рассуждение вне контекста задания, тезис доказан на бытовом уровне.
С1К2. Наличие примеров-аргументов.
приведено 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих 1 лексическое и 1 грамматическое явление
приведено 2 примера-аргумента или лексического, или грамматического явления
1) аргументы-примеры не из прочитанного текста;
2) аргументы отсутствуют
С1К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
последовательность изложения не нарушена;
нет логических ошибок и нарушений абзацного членения текста
1 логическая ошибка
и/или
1 абзацное нарушение текста
более 1логической ошибки
и/или
2 случая абзацного нарушения текста
С1К4. Композиционная стройность работы.
3 балла
работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет
2 балла
1 ошибка в построении текста
1 балл
2 ошибки в построении текста
0 баллов
работа лишена композиционной стройности, завершенности
Максимальная оценка по критериям С1К1-С1К4 – 9 баллов.
1. Прочитай задание. Определи, ккакомуразделу лингвистики относится языковое явление, названное в задании (лексика, орфография, пунктуация и т.д.).
2. На черновике напишиопределение языкового явления, его основные функции.
3. Сформулируйтезисо необходимости, важности или многофункциональности этого явления.
4. Выдели в тексте примеры использования языковогоявления.
Помни! Чем больше примеров ты найдешь, тем убедительнее твои доводы.
5. Сгруппируй примеры по функции явления, сформулируйаргументы.
6. Обобщи результаты исследования в выводе.
ВСТУПЛЕНИЕ
актуальность темы, ключевые понятия
ТЕЗИС
о своеобразии, важности языкового явления
почему без данного языкового явления не обойтись?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
АРГУМЕНТЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
функций языкового явления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОД
о значимости языкового явления
Языковое
явление
Функции языкового явления
лексические средства
устаревшие слова
1) используются при описании далеких времен, воссоздают колорит ушедших эпох;
2) употребляются как средство речевой характеристики персонажей;
3) при переосмыслении могут выступать как средство юмора или сатиры, иронически окрашивают речь
книжные слова
1) придают речи возвышенное, торжественное звучание;
2) традиционно используются в произведениях гражданско-патриотической тематики;
3)* используются для воссоздания древнего восточного или библейского колорита
синонимы
1) помогают передать тончайшие нюансы описываемых предметов, событий;
2) позволяют выбрать то слово, которое наиболее уместно, стилистически оправданно в данном контексте;
3) создают неограниченные возможности для творчества;
4) делают речь более яркой, выразительной;
5) могут уточнять то или иное понятие, усиливать воздействие;
6) помогают избежать повторов;
антонимы
1) помогают раскрыть контрастность, противоречивость предметов, явлений, качеств;
2) являются средством создания антитезы и оксюморона;
3) сопоставление антонимов придает особую значительность каждому из названных предметов;
4) антонимы могут показать широту пространственных и временных границ, полноту отражения фактов, передать смену действий, событий;
5) нанизывание антонимов с отрицанием (и не друг и не враг, а так) подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие ярких качеств
новая лексика
1) придают тексту выразительность, яркую образность, заставляют переосмыслить известные слова и словосочетания;
2) являются приметой текстов научного или публицистического стиля
диалектизмы
1) используются для создания речевой характеристики персонажей, отражают быт и нравы людей, живущих в данной местности;
2) используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности
фразеологизмы
1) придают речи живость и образность;
2) используются для достижения комического эффекта
разговорные слова и конструкции
1) употребляются как средство речевой характеристики персонажей;
2) придают речи эффект непринужденности, легкости, спонтанности
средства выразительности
повторы
1) помогают выделить, с точки зрения автора, наиболее значимое в тексте;
2) усиливают художественный эффект, привлекают внимание, заставляют вдуматься
риторические вопросы
1) выражение авторской позиции;
2) вовлечение читателя в сорассуждение;
3) привлечение внимание читателя
риторические восклицания
1) являются средством выражения сильных чувств радости, веселья, восторга, опасения, ужаса, удивления и т.д.;
2) привлечение внимание читателя
антитеза
1) используется для подчеркивания контрастных образов или оценок;
2) используется для придания выразительности, образности тексту;
1) выражают отношение автора к изображаемому явлению;
2) служат средством создания художественного эффекта;
3) украшают текст, придают образность рассуждениям;
4) подчеркивают в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки
метафора
1) средство создания выразительности и образности текста;
2) передает неповторимость и индивидуальность предметов и явлений;
3) средство выражения авторских оценок и эмоций
структура предложения, синтаксические конструкции
простые нераспространенные предложения
1) акцентирование внимания на определенной проблеме;
2) выражение точной, однозначной позиции;
3) придают динамичность повествованию
диалог
1) способ изображения характеров и развития сюжета;
2) придает достоверность повествованию, указывает на нейтральность автора;
3) используется как средство развития философской мысли или взглядов персонажей;
прямая речь
1) помогает автору сохранить индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.
цитаты
1) придают тексту достоверность;
2) используются в качестве аргумента, подтверждения авторской мысли
однородные члены предложения
1) придают полноту и убедительность доказательствам, динамичность рассуждению;
2) указывают на однородность перечисляемых предметов, признаков, действий и т.д.
вводные слова и предложения
1) служат для выражения различного рода оценок содержания предложения: степень достоверности высказывания, эмоциональную оценку, источник сообщения, способ оформления мыслей;
2) является синтаксическим средством связи предложений в тексте
сложные предложения
1) выражение причинно-следственных отношений в тексте
вставные конструкции
используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений
правила пунктуации
знаки препинания при обособлении
1) один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания:
- второстепенных членов предложения, близких по значению к предложению;
- уточняющих членов предложения;
- конструкций, не являющихся членами предложения
тире между подлежащим и сказуемым
1) используется в предложениях, имеющих характер логического определения;
2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих оценку, характеристику предмета или явления;
3) для внесения ясности в смысл предложения;
4) логически и интонационно подчеркнуть сказуемое
функциональные стили
научный стиль
1) призван по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития;
2) характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
художественный стиль
1) воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи;
2) отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, так называемых художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности
публицистический стиль
1) Задача речи: 1) воздействовать на массовое сознание; 2) призывать к действию; 3) сообщать информацию;
2) характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью;
3) широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений - рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.
типы речи
описание
используется для изображения какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
повествование
используется для изображения какого-либо события в его временной последовательности (в сменяющих друг друга действиях).
рассуждение
используется для изложения, разъяснения, подтверждения какой-либо мысли.
Большинство вариантов задания С2.1 прошлых лет касаются в основном явлений пунктуации. Поэтому не лишней для тебя окажется информация, представленная в следующей таблице. Ознакомься с ней.
Функции знаков препинания.
разделяют
одни отрезки речи от других
(выступают как одиночные знаки препинания)
выделяют
различные отрезки речи
(выступают как парные знаки препинания)
* смысловая функция
фиксируют те или иные смысловые отношения, которые возникают между предложениями и частями предложения
Знак
препинания
Определение знака препинания по толковому словарю
Функции
1. Запятая
знак препинания, разделяющий слова, группы слов или предложения
Разделяет:
1) однородные члены предложения;
2) грамматические основы в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях;
Выделяет (обособляет):
1) определения, (например, причастные обороты);
2) приложения;
3) обстоятельства (например, деепричастные обороты);
4) уточняющие члены предложения (обычно обстоятельства времени или места, дополнения);
5) вводные слова и словосочетания;
6) вводные предложения и вставные конструкции.
Интересные факты.Слово «запятая» появилось в русском языке в XV веке.
Первоначально слово «запятая» было причастием, потом оно перешло в разряд существительных.
«Запятая» произошла от глагола «запяти», что означает «зацепиться», «заколоться».
2. Тире
знак пунктуации в виде длинной горизонтальной черточки
Разделяет:
1) подлежащее и сказуемое в ряде случаев;
2) обобщающее слово от ряда однородных членов;
3) части (грамматические основы) сложноподчиненного предложения, если во 2-й части есть неожиданное или резкое противопоставление 1-й части;
4) части (грамматические основы) бессоюзного предложения;
5) прямую речь и слова автора.
Выделяет, если это парное тире:
1) приложение;
2) вводные и вставные предложения.
Смысловая функция:
1) означает всевозможные пропуски;
2) знак «неожиданности»;
3) выражает эмоциональное значение: динамичность речи, резкость, быстрота смены событий.
Интересные факты.
Тире, наряду с двоеточием, - самый молодой знак препинания.
Впервые знак тире под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.
Впоследствии это название сменили французским «tiret» (тире), что означает «черта».
3. Двоеточие
знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой
Разделяет:
1) обобщающее слово от ряда однородных членов;
2) части (грамматические основы) бессоюзного предложения;
3) прямую речь и слова автора.
Смысловая функция: предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.
Интересные факты.Двоеточие как разделительный знак стало использоваться с XVI века.
4. Точка
знак препинания, разделяющий предложения
Разделяет:
1) предложения (повествовательные и побудительные, если последние произносятся без восклицательной интонации);
2) присоединительные конструкции, т.е. добавочные суждения, пояснения.
Интересные факты[11].
Точка является самым древним знаком: она появлялась на страницах древнерусских летописей.
Точка изначально ставилась не внизу строки, а выше – посередине.
Точка является родоначальницей знаков препинания. Недаром она служит корнем для многих других знаков: двое точ ие, много точ ие, точка с запятой.
5. Вопросительный знак
знак, выражающий, обозначающий вопрос
Разделяет:
1) вопросительное предложение и остальной текст;
2) прямую речь и слова автора.
Интересные факты.Вопросительный знак встречается в печатных книгах с XVI века, но для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в его значении встречалась точка с запятой.
6. Восклицательный знак
знак, обозначающий восклицание
Разделяет:
1) восклицательное предложение и остальной текст;
2) прямую речь и слова автора.
Смысловая функция:
1) указывает на эмоциональный характер сообщения;
2) подчёркивает категоричность побуждения;
3) оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п., а также обращения, выражающего эмоции (радость, удивление, упрёк, испуг и т. п.).
Интересные факты.Восклицательный знак раньше называли «удивительной точкой» или «удивительным знаком».
7. Многоточие
знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, указывающий на незаконченность высказывания
Разделяет:
1) незаконченное высказывание и остальной текст;
2) прямую речь и слова автора.
Смысловая функция:
1) говорит о недосказанности, недоговоренности;
2) передает прерывистость, затрудненность.
Интересные факты.Многоточие первоначально скрывалось за названием «знак пресекательный»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление