Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции языкового явления




Примерная модель сочинения-рассуждения.

Порядок работы над сочинением-рассуждением.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2 балла 1 балл 0 баллов
С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос.
дано рассуждение на теоретическом уровне дано рассуждение на теоретическом уровне, но есть 1 фактическая ошибка тезис не доказан, рассуждение вне контекста задания, тезис доказан на бытовом уровне.
С1К2. Наличие примеров-аргументов.
приведено 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих 1 лексическое и 1 грамматическое явление приведено 2 примера-аргумента или лексического, или грамматического явления   1) аргументы-примеры не из прочитанного текста; 2) аргументы отсутствуют
С1К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
последовательность изложения не нарушена; нет логических ошибок и нарушений абзацного членения текста 1 логическая ошибка и/или 1 абзацное нарушение текста более 1логической ошибки и/или 2 случая абзацного нарушения текста
С1К4. Композиционная стройность работы.
3 балла работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 2 балла 1 ошибка в построении текста 1 балл 2 ошибки в построении текста 0 баллов работа лишена композиционной стройности, завершенности
       

Максимальная оценка по критериям С1К1-С1К4 – 9 баллов.

 

1. Прочитай задание. Определи, ккакомуразделу лингвистики относится языковое явление, названное в задании (лексика, орфография, пунктуация и т.д.).

 

2. На черновике напишиопределение языкового явления, его основные функции.

 

3. Сформулируйтезисо необходимости, важности или многофункциональности этого явления.

 

4. Выдели в тексте примеры использования языковогоявления.

Помни! Чем больше примеров ты найдешь, тем убедительнее твои доводы.

 

5. Сгруппируй примеры по функции явления, сформулируйаргументы.

 

6. Обобщи результаты исследования в выводе.

 

ВСТУПЛЕНИЕ   актуальность темы, ключевые понятия ТЕЗИС о своеобразии, важности языкового явления
почему без данного языкового явления не обойтись?
     
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   АРГУМЕНТЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ функций языкового явления
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   ВЫВОД о значимости языкового явления
Языковое явление Функции языкового явления
лексические средства
устаревшие слова 1) используются при описании далеких времен, воссоздают колорит ушедших эпох; 2) употребляются как средство речевой характеристики персонажей; 3) при переосмыслении могут выступать как средство юмора или сатиры, иронически окрашивают речь
книжные слова 1) придают речи возвышенное, торжественное звучание; 2) традиционно используются в произведениях гражданско-патриотической тематики; 3)* используются для воссоздания древнего восточного или библейского колорита
синонимы 1) помогают передать тончайшие нюансы описываемых предметов, событий; 2) позволяют выбрать то слово, которое наиболее уместно, стилистически оправданно в данном контексте; 3) создают неограниченные возможности для творчества; 4) делают речь более яркой, выразительной; 5) могут уточнять то или иное понятие, усиливать воздействие; 6) помогают избежать повторов;
антонимы 1) помогают раскрыть контрастность, противоречивость предметов, явлений, качеств; 2) являются средством создания антитезы и оксюморона; 3) сопоставление антонимов придает особую значительность каждому из названных предметов; 4) антонимы могут показать широту пространственных и временных границ, полноту отражения фактов, передать смену действий, событий; 5) нанизывание антонимов с отрицанием (и не друг и не враг, а так) подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие ярких качеств
новая лексика 1) придают тексту выразительность, яркую образность, заставляют переосмыслить известные слова и словосочетания; 2) являются приметой текстов научного или публицистического стиля
диалектизмы 1) используются для создания речевой характеристики персонажей, отражают быт и нравы людей, живущих в данной местности; 2) используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности
фразеологизмы 1) придают речи живость и образность; 2) используются для достижения комического эффекта
разговорные слова и конструкции 1) употребляются как средство речевой характеристики персонажей; 2) придают речи эффект непринужденности, легкости, спонтанности
средства выразительности
повторы 1) помогают выделить, с точки зрения автора, наиболее значимое в тексте; 2) усиливают художественный эффект, привлекают внимание, заставляют вдуматься
риторические вопросы 1) выражение авторской позиции; 2) вовлечение читателя в сорассуждение; 3) привлечение внимание читателя
риторические восклицания 1) являются средством выражения сильных чувств радости, веселья, восторга, опасения, ужаса, удивления и т.д.; 2) привлечение внимание читателя
антитеза 1) используется для подчеркивания контрастных образов или оценок; 2) используется для придания выразительности, образности тексту;
инверсия подчеркивает смысловую значимость элемента текста, придает фразе особую стилистическую окрашенность: торжественное, высокое звучание или, наоборот, разговорную, сниженную характеристику
эпитеты 1) выражают отношение автора к изображаемому явлению; 2) служат средством создания художественного эффекта; 3) украшают текст, придают образность рассуждениям; 4) подчеркивают в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки
метафора 1) средство создания выразительности и образности текста; 2) передает неповторимость и индивидуальность предметов и явлений; 3) средство выражения авторских оценок и эмоций
структура предложения, синтаксические конструкции
простые нераспространенные предложения 1) акцентирование внимания на определенной проблеме; 2) выражение точной, однозначной позиции; 3) придают динамичность повествованию
диалог 1) способ изображения характеров и развития сюжета; 2) придает достоверность повествованию, указывает на нейтральность автора; 3) используется как средство развития философской мысли или взглядов персонажей;
прямая речь 1) помогает автору сохранить индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.
цитаты 1) придают тексту достоверность; 2) используются в качестве аргумента, подтверждения авторской мысли
однородные члены предложения 1) придают полноту и убедительность доказательствам, динамичность рассуждению; 2) указывают на однородность перечисляемых предметов, признаков, действий и т.д.
вводные слова и предложения 1) служат для выражения различного рода оценок содержания предложения: степень достоверности высказывания, эмоциональную оценку, источник сообщения, способ оформления мыслей; 2) является синтаксическим средством связи предложений в тексте
сложные предложения 1) выражение причинно-следственных отношений в тексте
вставные конструкции используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений
правила пунктуации
знаки препинания при обособлении 1) один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания: - второстепенных членов предложения, близких по значению к предложению; - уточняющих членов предложения; - конструкций, не являющихся членами предложения
тире между подлежащим и сказуемым 1) используется в предложениях, имеющих характер логического определения; 2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих оценку, характеристику предмета или явления; 3) для внесения ясности в смысл предложения; 4) логически и интонационно подчеркнуть сказуемое
функциональные стили
научный стиль 1) призван по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития; 2) характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
художественный стиль 1) воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи; 2) отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, так называемых художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности
публицистический стиль 1) Задача речи: 1) воздействовать на массовое сознание; 2) призывать к действию; 3) сообщать информацию; 2) характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью; 3) широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений - рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.
типы речи
описание используется для изображения какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
повествование используется для изображения какого-либо события в его временной последовательности (в сменяющих друг друга действиях).
рассуждение используется для изложения, разъяснения, подтверждения какой-либо мысли.

 

Большинство вариантов задания С2.1 прошлых лет касаются в основном явлений пунктуации. Поэтому не лишней для тебя окажется информация, представленная в следующей таблице. Ознакомься с ней.

Функции знаков препинания.

 


разделяют одни отрезки речи от других (выступают как одиночные знаки препинания)   выделяют различные отрезки речи (выступают как парные знаки препинания)
     
  * смысловая функция фиксируют те или иные смысловые отношения, которые возникают между предложениями и частями предложения  
         
Знак препинания Определение знака препинания по толковому словарю Функции
1. Запятая знак препинания, разделяющий слова, группы слов или предложения Разделяет: 1) однородные члены предложения; 2) грамматические основы в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях; Выделяет (обособляет): 1) определения, (например, причастные обороты); 2) приложения; 3) обстоятельства (например, деепричастные обороты); 4) уточняющие члены предложения (обычно обстоятельства времени или места, дополнения); 5) вводные слова и словосочетания; 6) вводные предложения и вставные конструкции.
Интересные факты.Слово «запятая» появилось в русском языке в XV веке. Первоначально слово «запятая» было причастием, потом оно перешло в разряд существительных. «Запятая» произошла от глагола «запяти», что означает «зацепиться», «заколоться».
2. Тире знак пунктуации в виде длинной горизонтальной черточки Разделяет: 1) подлежащее и сказуемое в ряде случаев; 2) обобщающее слово от ряда однородных членов; 3) части (грамматические основы) сложноподчиненного предложения, если во 2-й части есть неожиданное или резкое противопоставление 1-й части; 4) части (грамматические основы) бессоюзного предложения; 5) прямую речь и слова автора. Выделяет, если это парное тире: 1) приложение; 2) вводные и вставные предложения. Смысловая функция: 1) означает всевозможные пропуски; 2) знак «неожиданности»; 3) выражает эмоциональное значение: динамичность речи, резкость, быстрота смены событий.
Интересные факты. Тире, наряду с двоеточием, - самый молодой знак препинания. Впервые знак тире под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова. Впоследствии это название сменили французским «tiret» (тире), что означает «черта».
3. Двоеточие знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой Разделяет: 1) обобщающее слово от ряда однородных членов; 2) части (грамматические основы) бессоюзного предложения; 3) прямую речь и слова автора. Смысловая функция: предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.
Интересные факты.Двоеточие как разделительный знак стало использоваться с XVI века.
4. Точка знак препинания, разделяющий предложения Разделяет: 1) предложения (повествовательные и побудительные, если последние произносятся без восклицательной интонации); 2) присоединительные конструкции, т.е. добавочные суждения, пояснения.
Интересные факты[11]. Точка является самым древним знаком: она появлялась на страницах древнерусских летописей. Точка изначально ставилась не внизу строки, а выше – посередине. Точка является родоначальницей знаков препинания. Недаром она служит корнем для многих других знаков: двое точ ие, много точ ие, точка с запятой.
5. Вопросительный знак знак, выражающий, обозначающий вопрос Разделяет: 1) вопросительное предложение и остальной текст; 2) прямую речь и слова автора.
Интересные факты.Вопросительный знак встречается в печатных книгах с XVI века, но для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в его значении встречалась точка с запятой.
6. Восклицательный знак знак, обозначающий восклицание Разделяет: 1) восклицательное предложение и остальной текст; 2) прямую речь и слова автора. Смысловая функция: 1) указывает на эмоциональный характер сообщения; 2) подчёркивает категоричность побуждения; 3) оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п., а также обращения, выражающего эмоции (радость, удивление, упрёк, испуг и т. п.).
Интересные факты.Восклицательный знак раньше называли «удивительной точкой» или «удивительным знаком».
7. Многоточие знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, указывающий на незаконченность высказывания Разделяет: 1) незаконченное высказывание и остальной текст; 2) прямую речь и слова автора. Смысловая функция: 1) говорит о недосказанности, недоговоренности; 2) передает прерывистость, затрудненность.
Интересные факты.Многоточие первоначально скрывалось за названием «знак пресекательный»

 

ТРЕНИРУЕМСЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.