Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст №19




Моделирование сочинения.

З.

Ж.

Е.

Д.

Г.

Б.

А.

Пример.

Моделирование сочинения.

Без запятых на письме не обойтись. _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вспомним функции запятой. Она может разделять и выделять. Ниже сгруппированы предложения или их фрагменты (примеры из текста) ее употребления. Напиши, какая функция запятой объединяет их.

(23) – Это кто? (24) Жена? – осторожно спросил Левушкин, не рискуя заглянуть через плечо Ярового на фотоснимок.

Функция: выделяет обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

(1) Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру.

(41)Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза…

Функция: _____________________________________________________________

(3) Он был очень странным, этот… нескладный в движениях лейтенант.

(16)Даже командир полка, опытный лётчик, недоумевал…

Функция: _____________________________________________________________

В.

– (7)Задание выполнил, – докладывал он коротко.

– (10)Так нельзя, – cказал ему однажды майор Черемыш.

– (35)Был в Ленинграде, – ответил лейтенант.

Функция: _____________________________________________________________

(11)А если на обратном пути вас перехватят «мессеры», как будете отбиваться?

(15)Самолёт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами.

(26)Все мы ожидали, что лейтенант молча уберёт снимок.

Функция: _____________________________________________________________

(18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам…

(27)Возможно, так бы и случилось...

Функция: _____________________________________________________________

(19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель.

(21)Лёвушкин, а за ним следом и ещё двое подошли к нарам.

Функция: _____________________________________________________________

(28)Взъерошив и без того лохматую голову, он нерешительно попросил…

(30)Яровой, ни слова не говоря, протянул фотографию.

(4) … как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь.

(33)В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.

Функция: _____________________________________________________________

 

3. Используя материал предыдущего задания, проиллюстрируем тезис, данный в начале сочинения. Заполни пропуски.

Правила постановки этого знака препинания мы начинаем изучать с первого класса. Это связано с тем, что запятая выполняет множество функций.

Во-первых, она отделяет части предложения друг от друга. Так, в предложениях № _______________________________________________________________________. Или в предложениях _______________________________________________________.

Во-вторых, запятая выделяет особо значимые компоненты предложения. Например, в предложениях № ___________________________________________________. А в предложениях _______________________________________________________.

 

4. Ответь на вопросы Кирилла, приведенные в задании.

- зачем нужны все эти запятые?

- неужели без них нельзя обойтись?

Обобщи свои примеры и напиши вывод – заключение сочинения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

(1)Недалеко от Курска, в поэтических верховьях местной речки, где некогда вдохновенно творил Афанасий Фет, живёт мой приятель Евсейка.

(2)Ему только минул десятый год, и ходит он в пятый класс.

(3)Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей телеге, запряжённой пегой лошадкой. (4)Тогда Евсейка спросил меня, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло:

– (5)Вы у нас летом не были? (6)У нас тут лес, речка. (7)А ягод сколько! (8) К нам из Москвы отдыхать приезжают.

(9)В телеге я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. (10)От нечего делать стал следить за дождевыми каплями, которые катились вниз по капюшону и шлепались мне на колени. (11)Незаметно я задремал, а проснулся оттого, что кто-то дёргал меня за рукав.

(12)Я открыл глаза и увидел возбуждённое лицо Евсейки.

– (13)Смотрите, какая радуга! (14)Вон там, над речкой!

(15)Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер разогнал тучи.

(16) Золотистые лучи-ресницы солнца простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски: всё вокруг засверкало и заискрилось. (17)Вверху же, над ликующей долиной реки, висела радуга – огромная, словно проведённая гигантским циркулем, расцвеченная пёстрыми лентами арка. (18)Я никогда не видел радуги поздней осенью. (19)А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. (20)Главное – она была совсем близко от нас и оттого, может быть, казалась необыкновенно яркой и широкой.

– (21)Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – приподнялся Евсейка.

(22)И действительно, передний рукав радуги медленно шагнул на окраину села, и белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно- голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.

– (23)Врёшь, не уйдёшь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напрямик через поле.

(24)Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит лошадке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.(25)Но чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.

– (26)Стой, – опомнился я. – (27)Зря гоним лошадь. (28)Все равно радугу не поймаешь! (29)И я стал объяснять, почему мы не догнали радугу. (30) Кажется, Евсейка не понял моих объяснений или не хотел верить в них. (31) Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги.

– (32)Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?– настороженно спросил он здешнего парнишку.

– (33)Какая радуга? – раскрыл рот мальчик. – (34)Нет, не проходила.

– (35)Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка.– (36)Был тут и не видел! и маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегую лошадку.

(По Е. Носову)

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируйте свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

1. Вспомни, что такое лексика и грамматика. Напиши их определение, указав функции этих наук.

Лексика – это __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Функции лексики: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Грамматика – это _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Функции грамматики: ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2. Напиши вступление к сочинению, используя прием риторических вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.