Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Волевая регуляция человеческого поведения. Диалоги с А.С. Спиваковской




Ключ к тесту Механизмы психологической защиты

1. Фактор 1 (регрессия, проекция, реактивные образования) – отвращение и нетерпимость к чему-либо 7, 9, 23, 27, 40, 41, 46, 48, 55, 60, 63, 73, 78, 84, 92, 96.

2. Фактор 2 (отрицание – позитивная самопрезентация; интеллектуализация –

стремление к контролю и самоконтролю) большая личностная зрелость человека.

1, 6, 14, 16, 22, 28, 36, 37, 44, 48, 57, 61, 65, 69, 70, 79, 80, 90

3. Фактор 3 (выражение различных видов агрессии и эмоциональной черствости) подавление и замещение. 8, 11, 13, 43, 47, 49. 53, 60, 62, 67, 69, 71, 76, 83, 89, 91, 93, 97.

4. Фактор 4 (реактивные образования) ханжество (регрессия и компенсация) личностная уязвимость

5, 18, 22, 23, 32, 39, 42, 54, 55, 56, 56, 58, 72, 76, 79

5. Фактор 5 (регрессия, компенсация, замещение) инфантильно-истерическое поведение

5, 6, 7, 6, 12, 13, 14, 50, 58, 62, 80, 86, 26, 29, 45

***

(практикум) (2 часа)

Итак, перед нами Глава 5. «Негативные эмоции – просто плохая привычка» книги Cпиваковской А., Мхитарян А. 9 диалогов о психологии обыденной жизни. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: «Беато-пресс», «Поматур», 2006. Основные проблемы, рассматриваемые в этой главе интересны каждому человеку: Гнев – пожиратель энергии. Подавить, выплеснуть или растворить? Почему мы влюбляемся в собственные страдания? Равнодушие под маской сочувствия. Несчастьем можно заразиться. Как не стать психологической бомбой.

Прочитайте, осмыслите, поспорьте…

- Алла Семеновна, мне кажется, вы идеализируете людей. Вы полагаете, что изначально в природе человека нет ни рев­ности, ни мстительности, ни зависти. А мне касается, что завистьта же самая природная, самая глубинная человече­ская эмоция. - Не забывайте основ беатотерапии. Она не изучает человека таким, каков он есть. Она изучает человека таким, ка­ким он может стать, в аспекте его возможных преобразова­ний. Во всех малых и больших группах, в индивидуальных или коллективных занятиях используется техника самонаблюдения и самоотчетов, когда человек рассказывает, как он испытывает и проявляет свои отрицательные эмоции: злость, раздражение, горечь, обиду.
- Но раздражение и горечь — это же естественная реак­ция в определенных обстоятельствах! - Ни в коем случае. Все отрицательные эмоции искусственны. В любых обстоятельствах у нас нет никаких оснований реагировать отрицательно.
- Если у нас есть основания реагировать положительно, то есть и основания реагировать отрицательно. Это два кры­ла — «да» и «нет». - Не всегда. В интеллектуальном центре есть «да» и «нет». И это важно. А в эмоциональном центре у здорового человека есть только «да», только радость. Иисус Христос призывал: «Радуйтесь и веселитесь» — и никогда не говорил, чтобы мы гневались или пребывали в печали. Гнев и печаль — как грипп. А в природе человека гриппа нет — это вредный вирус, который извне в человеке поселяется. Так и отрицательные эмоции — это инфекция. Мы заражаемся ею друг от друга. Мамы и папы с детства нас ею заражают. Маленький здоровый ребенок испытывает толь­ко радость и веселье, а мощным энергичным криком дает знать о своих желаниях.
- Ребенок тоже испытывает и злость, и зависть. - Минуточку! Ребенок это испытывает, да, но только по­ тому, что его к этому приучают взрослые. Есть, конечно, боль физическая. Она охранительна, ты убегаешь от нее. Есть ду­шевная боль, которая укажет на твою ошибку: остановись, измени что-то. Есть еще страх, тоже охранительный. Его необходимо отличать от тревоги воображаемой, когда ничего тебе не угрожает, а ты сходишь с ума. Но все отрицательные эмоции искусственны, они не более чем вредные привычки.
- Даже младенец может обидеться, потому, что его не взяли па руки. - Когда ребенок плачет, что его не взяли на руки, это может быть из-за боли или страха. А когда он говорит, что мамочка плохая, потому что не хочет брать меня на ручки, это обида, отрицательная эмоция. За каждой такой эмоцией стоит отношение к другому человеку. Оно продиктовано предшествующим научением. Это твой ошибочный выбор, который ты совершаешь просто потому, что ты так привык, тебе как по­зволяют, тебя к этому приучили. Но ведь можно придумать и другую реакцию. Отрицательные эмоции энергетически крайне затратны. Если ты сильно гневался, то потом обессилен, лежишь пла­стом, не можешь ничего делать. И после чувства вины насту­пает такой же упадок сил. Все отрицательные эмоции — от­крытый кран, из которого утекают силы, жизненная энергия. Об этом мы и говорим: занимайся самонаблюдением и отсле­живай свои отрицательные эмоции, наблюдай за ними и ты поймешь, к сколь тяжелым последствиям они могут тебя при­вести. Счастье и отрицательные эмоции несовместимы. Наблюдения показывают, что люди, которые растворяют отрицательные эмоции, сохраняют в своем распоряжении много психических сил. Они начинают чувствовать себя луч­ше. Одна клиентка признавалась, что целый год не может на­вести порядок в своей квартире. Целый год! Почему? Нега­тивные переживания буквально пожирали все ее силы. И как только отрицательные эмоции начали растворяться, женщина оказалась в состоянии выбросить половину старых, ненужных вещей и все в доме вычистить.
- Говорят, что нельзя держать в себе отрицательные эмоции, надо закричать, поколотить по столу или порвать на кусочки листы бумаги, одним словом, дать выплеск своим нега­тивным эмоциям. Это лучше, чем подавлять их. - Вопрос традиционен и далеко не нов, но и сложен для анализа. Здесь смешаны некоторые вещи. Подавление отрицательных эмоций всегда крайне вредно, поскольку приводит к их мимикрии и размножению, они становятся незаметными и более трудными для наблюдения и осознания, но их негативное действие резко возрастает. Подавлять отрицательные эмоции — означает не думать о них, не осознавать, вытеснить из поля сознания. Мы вытесняем негатив волевым усилием, но ведь это же ложь самим себе. Мы испытываем ненависть, но волевым усилием заставляем себя верить, что любим. Злость и ненависть вытесняются из сознания, но начинают проявляться, как писал Фрейд, через обходные пути, в снах, в ошибочных действиях, через символику. Они меняют на­правленность вектора действия, агрессия превращается в де­прессию, в тоску, в болезнь. Вытеснение и подавление отрицательных эмоций опасно для душевного и телесного здоро­вья человека. Желая облегчить свое состояние, люди придумали технику «выпускания пара», которая является ил­люзорным фиктивным выходом.
- И тогда человек бьет по голове куклу начальника, а хо­телось бы поколотить его самого! - Однако тем самым человек вновь усиливает свое негативное состояние, испытывает чувство вины, мстительность или тщеславие — все те же отрицательные эмоции. И не надо думать, что если вы сейчас выпустили их на волю, то избавились от них окончательно. В беатотерапии наша цель совсем другая. Мы говорим об осознании отрицательных эмоций и растворении негативности. Разумный человек, работая над со­бой, постепенно приобретает способность к упреждающему осознанию своих переживаний и к выбору других, не негатив­ных реакций. И пусть ваш коллега, партнер или клиент — самая презренная личность, это совсем не значит, что надо испытывать раздражение по этому поводу. Надо выбирать другие реакции и расти, накапливать силы жизни в изучении себя, приобретать новый взгляд, поднимать сознание выше и выше.
- Существуют такие объективные вещи, как глупость,подлость, предательство, на которые человек всегда будет реагировать. Реагировать надо. Но как? Он глупый, вы злитесь. Кому хуже? Вам, ведь это ваша негативность. Он подлый, а вы гневаетесь и теряете свои силы. Значит, вы помогаете подлецу: он хотел лишить вас сил, а вы за него это сами сделали. У Карлоса Кастанеды есть гениальная фраза: «Ни один человек на этой земле не может совершить ничего такого, что вызвало бы мое раздражение». Это совсем другой, высокий уровень сознания. Если не хочешь помогать негативному выполнять его подлую работу — не подключайся. Оцени, что он негативен, уйди, не общайся или, если необходимо, срази его в честном бою, победи своим превосходством. Но гневаться зачем? Силы па дурное тратить зачем? Надо стремиться со­хранять самообладание, хоть это и не легко. Беатотерапия подвергает пересмотру привычные способы эмоционального реагирования, она сомневается в том, что не­гативный отклик — единственно возможный. Будет ли счаст­лив человек, если он гневно реагирует? Даст ли это счастье? Беатотерапевтический опыт утверждает, что счастья это не дает, необходимо учиться выбирать другую реакцию.
- Но помимо рассудка, есть еще сердце, эмоции. Если вас послушать, то из нашего лексикона надо убрать такие слова, как обида, ревность, горечь, тоска, отчаяние. - В душе мы прекрасны и там нет отрицательных эмо­ций! Там - счастье, радость и творчество. А то, что мы сами населили свою душу чудовищами, так известно, что сон разу­ма порождает чудовищ. Еще Гурджиев говорил, что мы - «машины», кто-то считает, что негативность - «сотрудник дьявольских сил», а беатотерапия утверждает, что мы все, когда негативны, — еще не настоящие люди, нам еще надо развиться. Беатотерапия — это путь наблюдения и растворения в себе отрицательных эмоций, к которым нас приучили. Это очень и очень трудная работа. В том-то все и дело — беатотерапия не для всех. Она для тех, кто не хочет привычно реагировать, кто стремится взять жизнь в свои руки. Нам внушают, что человек рожден для страданий, и мы страдаем. Печальными управлять легче, из-за печали сил на разумный выбор не остается. Уныние затума­нивает сознание, но существует и ясность разума, просветле­ние, мудрость. Умные не хотят быть бессознательными, они хотят стать сознательными и счастливыми!
- Алла Семеновна, неужели вы никогда не испытываете обиды или раздражение? - Признаю, испытываю, что говорит о недостаточно раз­витом сознании. Но пять лет назад, или три года, или год назад я испытывала злость, обиду и жалость к себе гораздо чаще и интенсивнее. Теперь уже малое число людей, ситуаций и состояний вызовут у меня эти чувства. Внутренний мир каждого из нас огромен. Можно вос­пользоваться такой метафорой. Каждый из нас представляет собой огромный особняк. Живем мы в нескольких комнатах и не видим, сколько еще существует других комнат и как они красивы, — двери закрыты. Но что интересно: в какой-то мо­мент мы сами берем и заколачиваем двери. Мы сами своими мыслями арестовываем свою суверенную территорию, аресто­вываем свои возможности, думая, что наши возможности ничтожны или таковых вообще нет. Наша цель — побег из тюрьмы, и беатотерапия — путь побега из тюрьмы ограниченного разума.
- Некоторые из тех, кто долгое время провел в тюрьме, намеренно совершают преступления, чтобы снова туда вернуться. - Я бы сказала, что это положение относится к любому из нас. Почему люди снова в темницу идут? Потому что боятся быть свободными. Надо, чтобы опротивела тюрьма. И беатотерапия нужна для тех, кто хотел бы убежать. А те, кто любит свою тюрьму, не придут к нам в студию. Они при­выкли к своим оковами и, как птички в золотой клетке, там и сидят.  
- Занимаясь беатотерапией, вы можете сказать, что сами стали счастливее? - Безусловно. По мере накопления практики самонаблюдения возрастает субъективная ценность каждого момента, каждого общения, каждого человеческого существа. Я и раньше это чувствовала, по только практика беатотерапии оконча­тельно убедила меня в этом. Ты остро чувствуешь и глубоко понимаешь, что мгновения нашей жизни сочтены, каждое из них бесценно. Это счастье — так по-новому переживать свою жизнь.
- Вы стали меньше испытывать отрицательных эмоций? - Они постепенно растворяются, я это замечаю.
- Что, по вашим наблюдениям, нужно, чтобы такая «ту­совка» оказалась продуктивной? Каким должен или не должен быть человек? - Любым. Тело, пол, вес, возраст, национальность, соци­альный статус или образование значения не имеют. Одно условие необходимо. Человек должен дожить до такого мо­мента своей жизни, когда он ужаснется своей собственной бессознательности и когда у него возникнет стойкое убеждение, что только он сам сможет сделать себя счастливым, это важно. Надо ужаснуться своей механичности, увидеть, что ты поступаешь часто вопреки собственной пользе и не знаешь почему.
- У вас - попятно, вы автор теории. А на других беато­терапия, может быть, воздействует, только пока они нахо­дятся под вашим влиянием, но стоит им покинуть студию, и через месяц все уйдет в песок? - Это уйдет в песок для тех, кто перестанет делать опре­деленную работу над собой. Беатотерапия дает инструмент, подобный, например, зубной щетке. Вас научили чистить зубы, вы регулярно это делаете. Но если перестанете, что бу­дет с вашими зубами? Щеткой надо пользоваться ежедневно, и желательно по нескольку раз в день. И беатотерапия дает технику, которой надо тоже ежедневно и по многу раз в день пользоваться. А есть у нас и такие люди, которые воспринимают беатосообщество как тусовку, как клуб, не работают по-настоящему, и нет результата.
- А вы не допускаете мысли, что механичный, бессознательный человек тоже может быть счастлив? - Не допускаю. Механичный, бессознательный человек находится во власти случая. Но такое случайное счастье за­частую недолгое. По-настоящему счастлив только тот, кто стал таковым в результате собственных усилий. Это очевидно для беатотерапии. Я хочу, чтобы вы понимали. Беатотерапия не есть идеоло­гия жизни, она рассчитана на ограниченное число людей. Беатотерапия для тех, кто недоволен своей жизнью, кто хочет найти спасительный выход. А если кто-то по-своему счаст­лив — слава богу!
- Алла Семеновна, такое чувство, как печаль, вы тоже растворяете? - Абсолютно.
- «Печаль моя светла». На этом ставите большой крест? - «Печаль моя светла». О чем идет речь? Ведь дальше - «Печаль моя полна тобою». Нужно понять, что здесь означает слово «печаль». Как раз в этом контексте она выражает пре­клонение перед красотой и благодарность красоте.
- Печаль — это когда болит сердце, когда оно поет, а вы хотите убрать из человеческой жизни понятие «сердечная боль»? - Ни в коем случае. Сердечную боль — нет.  
- Ну а другие переживания, например, отчаяние, когда человек расстался с тем, кого он любил, или потерял кого-то? Это тоже надо изгнать из жизни? - Одну секундочку, не торопитесь. Скорбь по утраченному или скорбь от потери близкого человека естественны.
- Даже не обязательно скорбь из- за смерти, а вот про­сто люди расстались, жизнь развела, судьба, я не знаю что, и есть ощущение потери и отчаяния. - Все так, но если человек обнимется с этим отчаянием, и будет продолжать отчаиваться всю оставшуюся жизнь, счастья ему не видать. Счастье - это трансформация страдания. Бывает объек­тивное страдание, неизбежное, а бывает придуманное, услов­но говоря, напрасное, ложное страдание. Допустим, вы рас­стались с любимым мужчиной, страдаете, но трансформиро­вали страдание, вышли из него и устремились на поиск но­вой любви. Но есть и другой вариант. Женщина испытала боль рас­ставания, но продолжает с этой болью носиться и делает ее, эту боль, самым главным в своей жизни. Опасность состоит в том, что мы влюбляемся в свои отрицательные эмоции, они становятся нам дороже реальности, дороже жизни.
- Вам не кажется, что призывом отсечь все эмоции, спо­собные растревожить внутренний мир, внести в него смуту, разволновать, вы в какой-то степени призываете к равноду­шию? Что такое равнодушие? Душа ровна, у нее нет пи взле­тов, ни падений. Она одинаково на все реагирует. Сейчас таких людей называют пофигистами. - Считаю, что в беатотерапии речь идет о другом. Во-первых, когда человек погружается в отрицательные эмо­ции, он теряет силы. Когда он теряет силы, он не может ниче­го предложить страдающему близкому или дальнему. Если мы действительно хотим оказать помощь или выразить сочув­ствие другим, хотим научиться сознательной любви, которая сама по себе требует огромного мужества и сил, надо накопить эти силы. Помогать от избытка надо, а если пусто внут­ри — какая помощь? Отрицательные эмоции дают иллюзию сочувствия, а это самое что ни на есть прямое проявление равнодушия. Что-то произошло у близкого человека, вы ему очень сочувствуете и все пробалтываете во внутренних моно­логах, какой он бедный и несчастный. А от вас требуется что-то реальное, и чтобы осуществить это реальное, надо быть позитивным, прийти в позитивное состояние путем растворе­ния отрицательных эмоций. Во-вторых, что такое бытийная природа человека? Это творчество, постоянная перемена. Новизна и высокое созна­ние, когда все окрашено радостью. Творить, создавать но­вое — радость. Хотя этому предшествуют муки творчества. Но муки — это не отрицательные эмоции, а усилия, которые сначала результата не приносят, надо еще и еще раз пытаться. А если человек будет в отчаянии, он никогда ничего не соз­даст. Истинное созидание не знает негативности, оно знает радость во всех ее проявлениях. Для творческого вдохновения необходимо перестать оправдывать отрицательные эмоции.
- Я говорю о другом. Вот у меня хорошее внутри состоя­ние, я радостная, умиротворенная, гармоничная, и если я в этот момент вхожу в контакт с человеком, у которого беда, и сочувствую ему, я волей-неволей заражаюсь его проблемой. - Очень важный вопрос. Если вы позволяете себе зара­зиться, то из одного несчастья получается два. Вы, таким образом, из своего попустительства и бессознательности ничем ему не помогаете. Заражение и сочувствие — разные вещи. Надо осознать, чего именно вы хотите: рядом с ним скор­беть и показать всему миру, какая вы чувствительная, или по­мочь ему?
- Я могу в одно и то же время и помогать, и чувство­вать его боль, отчаяние. - Еще раз подчеркну, вы смешиваете разные вещи — со­чувствие и заражение отрицательными эмоциями. Это совер­шенно разные психологические явления. Поймите следующую вещь: беатотерапия говорит не о вхождении в негатив­ность, тем более не о заражении бессознательным страданием, а о необходимости трансформации истинного страдания. Это большая мысль, ее нельзя принизить. Когда человек страдает, испытывает боль, то ему дается это испытание, чтобы он возвысился над своими страданиями, осознал их смысл. Но широко распространено бессознательное страдание, порождаемое ложным воображением. И если человек будет погружаться в такие бессознательные страдания, то опустится в бездну негативности. Почему? Да потому, что отрицательные эмоции взаимосвязаны, и, позволив жалость к себе, погрузившись в нее, ты можешь почувствовать вину, чувство вины «обни­мет» обиду, которая «притянет» мстительность, ревность... То, что я говорю, — это результат наблюдений. Если вы пронаб­людаете свои отрицательные эмоции, то увидите, что каждая из них тянет за собой целую цепь других. Причем не важно, это ваши собственные реальные эмоции, воображение или ваше заражение чужими негативными состояниями. Вы увидели страдающего и заразились, теперь сами страдаете. Если вы страдаете и все отрицательные эмоции гуляют в вас, начи­наете чувствовать себя плохо, а если чувствуете себя плохо, реально болит что-то, то опять есть основания для жалости к себе.
- Человек попадает в порочный круг? - Да, и его негативность разрастается. А дальше психосоматика, болезни, иногда суицид, путь в отчаяние. Человек все дальше уходит от своего главного переживания — радости, радости просто от того, что ты есть. С этого фундамента начинается рост: «Я есть». Радоваться бытию — быть, а погрузиться в негативность — не быть. Только так, а не иначе. Нет другого. Что делает беатотеарпия? Она ясно показывает человеку, что «не быть» невозможно, вопрос, каким быть. Если ты негативен, значит, уходишь от того, что ты есть. А в проекте каждый из нас есть бытие, счастье.
- Алла Семеновна, а как вы относитесь к чувству мести? - Каждый из нас может расчеловечиться, отойти от себя, как от человека, а может вочеловечиться, стать еще большим человеком. Например, все террористы расчеловечили себя, стали живым ходячим оружием, бомбой, пулей, машиной для убийства безоружных мирных людей. И не в том дело, что они себя поясами смерти обвивают, они уже внутри мертвы. Но помимо физических бомб, есть еще и психологические бомбы. Ею может стать любой из нас, когда заражает других своими отрицательными эмоциями, лишает другого права радоваться бытию и быть счастливым. А это не только первейшее человеческое право, но главная человеческая обязанность.
- Давайте разберем сегодняшнюю ситуацию. Мы должны были с вами встретиться в час дня, я была в прекрасном на­строении, но когда поняла, что не успеваю, стала нервничать, а тут еще и не могла дозвониться до вас и предупредить об опоздании. Что мне в этой ситуации надо было делать? Ска­зать себе, мол, ничего страшного, приеду к двум, тем более у нее телефон не отвечает, сама и виновата? В чем я была не права в своих ощущениях? — - Ну, о правоте или неправоте речь не идет. Требуется определенный навык и тренинг, чтобы научиться не пропус­кать подобные ситуации и использовать их для наблюдения и изучения себя. В беатотерапии люди по нескольку месяцев изучают свои отрицательные эмоции, просто изучают, пыта­ются ясно увидеть. «Невидимое не может быть изменено» - так еще Платон говорил. - Вернемся квашей ситуации. Вы ее осознавали, и это крайне важно, она не прошла бессознательно, вы наблюдали, как одно чувство переходит в другое. Вы стали нервничать, разбалансировались.
- Да, именно так. Вот это «я разбалансировалась» на языке беатотерапии звучит как «я позволила себе войти в негативность». Посте­пенно по мере наблюдения за собой человек обучается тому, как удерживать состояние беатума, состояние самосознанияи самоконтроля. Это техника сознательного присутствия в моменте, когда человек разделяет внимание на три векто­ра. Один вектор направлен на окружающий мир и на других людей; второй — на себя, как на наблюдающего, на собст­венные чувства, состояния, самоощущение; а третий уст­ремлен к осознанию высшего смысла того, что происходит в данный момент. Беатум помогает осознать истинный мас­штаб происходящих с вами событий относительно вашего счастья, и только исходя из вашего счастья.И если бы вы присутствовали в беатуме, то вы бы сказали себе: «Сейчас, пока я еду, я расстраиваюсь и раздражаюсь. Что мне это дает? А только то, что я приеду и начну возмущаться или извиняться. Правильно ли это будет для меня, для успеха нашей работы? Нет, неправильно. Но сейчас таков мой выбор. А могу ли я другое выбрать? Могу. Сейчас я успокоюсь, а по­том, когда приеду, из того момента, который наступит, из на­стоящего, из беатума, мы и разберемся в ситуации, какой она будет». Есть такая формула: Я МОГУ НЕ БЫТЬ НЕГАТИВНЫМ. Счастливая жизнь — это решение. Когда человек говорит себе, что может выбрать другую реакцию, не негативную, и выбирает для себя этот путь, то происходит такое наблюде­ние: «А ведь есть обстоятельства, вкоторых я могу не быть негативным. А есть обстоятельства, в которых я негативен всегда». Человек отследил эти ситуации и начал изучать свои отрицательные эмоции. Но как? Он изучает точки зрения, ко­торые сопровождают отрицательные эмоции, и находит дру­гие точки зрения, которые помогают осуществить «Я могу». Например, у вас может быть такая точка зрения: вот имярек, всегда ставит людей в такое положение, всегда за­ставляет волноваться. Если этот имярек всегда заставляет вас волноваться, то, конечно, вы ответите волнением. Но потом вы можете определить для себя, что этот имярек к вашему волнению никакого отношения не имеет. Он может быть во­площением зла или дурости, может быть гением или олице­творением доброты. Не это имеет значение. Имеет значение, какая вы в данный момент. Это и есть прогрессивное само­наблюдение, техника беатотерапии, при которой чем боль­ше человек пронаблюдал в себе, тем большее пространство наблюдаемого в нем открывается и тем более сложные за­дачи самонаблюдения он способен решать.Это специальная работа, в которую беатотерапевт вовлекает клиента и всех участников беатотерапевтического сообщества. Она осуществ­ляется в разных условиях: в искусственных или в реальных, с помощью дневника или упражнений. И постепенно вы об­наруживаете, что фонд отрицательных эмоций уменьшается и у вас не возникает желания сердиться.
Я не сердилась па вас или на себя, я быларасстроена. - Вы были расстроены, но, может быть, за этим пережи­ванием стояла еще и такая точка зрения: «Я очень достойный человек, вежливый, могу войти в состояние других людей, но другие не всегда в мое состояние входят».
- Просто я не люблю опаздывать, а если случается, то предупреждаю, а здесь не могла предупредить. - Именно этот анализ своих ощущений очень интересен для самонаблюдения. Мы наблюдаем свои отрицательные эмоции, а потом анализируем самих себя. Так растет наше сознание. А по мере роста сознания и растворения отрицательных эмоций накапливается умение творить новизну: в сходных повторяющихся ситуациях реагировать по-новому. Но это совершается постепенно.
- Значит, мне надо было глубже осознать эту ситуацию и перестать нервничать? - Вы могли бы применить идею масштаба и принцип от­носительности и в сознании поставить это событие на опреде­ленное место. В масштабе наших с вами совместных действий это мелочь — час позже или час раньше. И ценным будет прийти на встречу в творческом состоянии. Часто рост сознания — это приобретенная способность думать по-другому, и все. Техники беатума и прогрессивного самонаблюдения просты: думать по-другому.
- А не будет ли новый способ думать эгоистичным? Ну, подумаешь, приду на час позже, ничего, подождетэто ведь эгоизм? Таким образом свое спокойствие я ставлю превыше всего. - Вы просто сменили один негатив на другой. Сначала вы думали о том, что вы жертва, а во втором случае думаете, что вы — эгоистка. Все равно самонегатив: неодобрительно критическое отношение к самой себе. Теперь что касается эгоизма. По поводу этого явления есть очень много иллюзий. Для того чтобы быть счастливым, надо деликатно и очень точно постоянно следить за собственным состоянием. Я уже говорила, что счастливым можно стать только самостоятельно. Счастье, как и творчество, возникает только индивидуально. Боги нас не спросят, что ты сегодня сделал для человече­ства, ребенка, мужа, а спросят, что ты сделал для самого себя, для своей души. Счастьем нельзя поделиться. Но можно и даже необходимо из собственного счастья создавать усло­вия, чтобы и другие обретали свое счастье. Я бы даже сказа­ла, что счастье — это всегда эгоистическое состояние вашего личного «я». Но чем больше вы счастливы, тем менее вы не­гативны. И тогда чередой позитивных выборов вы можно создавать условия для счастья другого человека. Вы станови­тесь более сознательны. Чему-то вы можете противостоять, что-то перетерпеть, а чему-то и протест выразить, а кого-то теплом окружить. Это и есть сознательная любовь, и она истекает из вашего эгоистического счастья. Такова беатотерапевтическая диалектика.

 

***




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.