Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика. Рынок– система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу купли – продажи товаров




2.1 Рынок

 

Рынок – система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу купли – продажи товаров.

Виды рынков различаются по следующим классификационным признакам:

● по территориальному признаку – местный, региональный, национальный, мировой;

● по объектам обмена – рынки факторов производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;

● по ассортиментному признаку – замкнутый, насыщенный, смешанный;

● по степени соблюдения законности – легальный (официальный), нелегальный (теневой);

● по степени насыщенности – равновесный, дефицитный, избыточный;

● по степени развитости экономической свободы – свободный, регулируемый.

 

2.2 Рыночный механизм

 

Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены и конкуренции); безличностный механизм рыночного ценообразования.

Спрос – платежеспособная потребность; количество товаров, которое потребители могут и готовы купить при сложившихся ценах.

Величина спроса – количество товаров, которое потребители могут и готовы купить по конкретной цене.

Предложение – количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при сложившихся ценах.

Величина предложения – количество товаров, которое потребители могут и готовы поставить на рынок по конкретной цене.

Конкуренция – соперничество между субъектами рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли – продажи и потребления товаров.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Цена равновесная – цена, при которой спрос и предложение равны.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы все еще готовы продать товар.

Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатели все еще готовы купить товар.

Конъюнктура рынка – складывающиеся в определенный период времени в конкретном месте социально-экономические, торгово-организационные и др. условия реализации товаров. Определяется, прежде всего, соотношением спроса и предложения и динамикой цены товара. Рассматриваются три случая: рыночное равновесие - когда спрос и предложение равны; затоваривание - когда предложение превышает спрос; дефицит - когда спрос превышает предложение.

 

2.3 Эластичность

 

Эластичность спроса по цене – степень реакции величины спроса на изменение цены товара.

Формула точечной эластичности:

ΔQ Pнач

E = ----------

ΔP Qнач

Формула дуговой эластичности:

ΔQ Pсред

E = -----------

ΔP Qсред

 

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса, если цена изменится на 1 %.

Эластичный спрос: Е > 1

Неэластичный спрос: Е < 1

Спрос единичной эластичный: Е = 1

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1 %.

ΔQA PB

EQa,Pb = -----------

ΔPB QA

 

Для взаимозаменяемых товаров: Е > 0

Для взаимодополняемых товаров: Е < 0

Для независимых товаров: Е = 0

 

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса, если доход покупателя изменится на 1 %.

ΔQ I

EQ,I = ---------

ΔI Q

 

Для товаров «низшего качества»: Е < 0

Для «нормальных товаров»: Е > 0

 

Эластичность предложения по цене – степень реакции величины предложения на изменение цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится величина предложения, если цена изменится на 1 %.

 

2.4 Поведение потребителя

 

Полезность субъективная оценка потребителем способности товара удовлетворять потребности.

Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы товара; прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Закон убывающей предельной полезности – по мере насыщения потребности дополнительная полезность каждой дополнительной единицы товара убывает, т.е. увеличение общей (совокупной) полезности происходит замедляющимися темпами.

Кривая безразличия – кривая, показывающая все комбинации двух товаров (групп товаров), которые обеспечивают потребителю одинаковую совокупную полезность. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат.

Карта безразличия - ряд кривых безразличия, каждая из которых представляет разную степень полезности. Чем дальше от начала координат, тем больше величина полезности, соответствующая каждой кривой. Все вместе кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя.

Бюджетная линия - линия, показывающая все комбинации двух товаров (двух групп товаров), которые потребитель может купить при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен.

Предельная норма замещения благом Х блага У – есть то количество блага У, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага Х на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

2.5 Функционирование фирмы

 

Коммерческая организация - преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческая организация -не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Концентрация производства – сосредоточение условий и результатов производства на крупных предприятиях, в крупных городах.

Диверсификация производства – процесс расширения номенклатуры товаров путем проникновения в новые отрасли и сферы хозяйства.

Организация производства - обеспечение согласованного функционирования всех факторов производства, их пропорциональное количественное соотношение.

Мгновенный период период времени, в течение которого все факторы производства являются неизменными.

Краткосрочный период – период времени, в течение которого часть факторов производства является фиксированной, а другая часть – изменяющейся (времени не достаточно для изменения производственных мощностей).

Долгосрочный период - период времени, в течение которого все факторы производства являются изменяющимися (период изменяющихся мощностей).

Доход о бщий – выручка, полученная фирмой в результате реализации определенного объема продукции.

Доход предельный – изменение дохода (выручки) фирмы при продаже дополнительной единицы продукции; дополнительный доход фирмы, получаемый в результате дополнительной продажи одной единицы продукции.

Закон убывающей производительности – начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу (например, капиталу) дает уменьшающийся предельный (добавочный) продукт в расчете на каждую дополнительную единицу переменного ресурса.

Производственная функция функция, показывающая зависимость объема выпускаемой продукции от использования различных ресурсов.

Экономия на масштабах производства - снижение затрат на единицу продукции в связи с производством их в массовом масштабе.

 

2.6 Издержки и прибыль фирмы

 

Издержки общие (валовые) – вся величина издержек (сумма постоянных и переменных издержек) при каждом данном объеме производства.

Издержки постоянные – издержки, величина которых не зависит от объемов производства.

Издержки переменные – издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объемов производства.

Издержки предельные – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Издержки средние – издержки в расчете на единицу продукции. (Также делятся на общие, постоянные и переменные.)

Издержки экономические – это выплаты, которые должна сделать фирма, чтобы обеспечить доходы поставщику ресурсов и отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах; альтернативная стоимость любого ресурса, выбранного для производства товара;

Нормальная прибыль – минимальный размер прибыли, необходимый чтобы удержать предпринимателя в рамках данного вида деятельности (плата за использование предпринимательских способностей). Относят к внутренним издержкам.

Прибыль – разница между продажной ценой товара и издержками производства.

Прибыль экономическая – разница между валовым доходом и экономическими издержками производства данного объема продукции.

Прибыль бухгалтерская – разница между валовым доходом и бухгалтерскими (внешними) издержками производства данного объема продукции.

Условие максимизации прибыли. Фирма получит максимум прибыли при таком объеме производства:

1 подход - при котором валовой доход (выручка) (TR) превысит общие издержки (TC) фирмы на максимальную величину;

2 подход - при котором предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (MC).

 

2.7 Конкуренция

Конкуренция – соперничество между субъектами рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли – продажи и потребления товаров.

Рыночная структура условия, в которых осуществляется рыночная конкуренция. Выделяют четыре типа рыночной структуры: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Совершенная конкуренция - характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

Неценовая конкуренция - методы, которые используют конкурирующие фирмы, отличные от изменения продажных цен на их продукцию.

Неценовая конкуренция может осуществляться по двум направлениям: 1) по продукту – путем совершенствования качества продукта; 2) по условиям продаж – путем совершенствования сбыта

Недобросовестная конкуренция -использование нерыночных форм конкурентной борьбы; нарушение общепринятых правил и норм конкуренции.

В законе РФ «О защите конкуренции» к формам недобросовестной конкуренции отнесено

– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

– некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

– продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

– получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

 

2.8 Монополия

Монополия как тип рыночной структуры – определенный тип отношений, который дает возможность одному участнику диктовать свои условия на рынке.

Монополия как тип фирмы – крупная корпорация, занимающая доминирующее положение в определенной сфере национального хозяйства.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. (По законодательству РФ доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%).

Монополия е стественная – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок.

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Демпинговое ценообразование – практика продажи товаров по низким ценам, уровень которых позволяет вытеснить конкурента с рынка.

Ценовая дискриминация – продажа продукции одинакового качества разным покупателям по разным ценам.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

Коэффициент (индекс) Лернера - отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы: , где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки.
Изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии. Используется для характеристики степени рыночной (монопольной) власти.

 

2.9 Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция - характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая ограниченным контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.

Олигополия – такой тип структуры рынка, при котором контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случаев сговора) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.

Олигополия – тип рынка, где осознающие свою взаимозависимость фирмы тесно взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным – чистая олигополия (рынок металла, сырой нефти), так и дифференцированным продуктом – дифференцированная олигополия (рынок автотранспортной и бытовой техники).

Индекс Герфиндаля – показывает степень концентрации рынка и рассчитывается путем суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

H = S12 + S22 + …… + Sn2 ,

где S12, S22, Sn2 - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте –самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка.

Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями 60%, 20%, 10% и 10%, то Н = 3600 + 400 + 100 + 100 = 4200.

 

2.10 Рынок капитала

 

Капитал -ценность, приносящая поток дохода; самовозрастающая стоимость.

Кругооборот капитала – непрерывно происходящий оборот капитала.

Оборот капитала – последовательное превращение капитала из одной функциональной формы в другую (из денежной в производительную, товарную, снова в денежную).

Основной капитал - часть авансированного капитала, стоимость которой переносится на стоимость продукта по частям в течение ряда периодов производства и возвращается предпринимателю в денежной форме по частям. Материально-вещественными носителями основного капитала являются производственные здания, сооружения, оборудование, дорогостоящие инструменты, которые используются в процессе производства многократно

Оборотный капитал - часть авансированного капитала, стоимость которой целиком переносится на стоимость нового товара и возвращается предпринимателю в денежной форме в течение одного производственного цикла. Материально-вещественными носителями оборотного капитала являются предметы труда (сырье, материалы, топливо) и рабочая сила.

Авансированный капитал - первоначальная стоимость, направленная на приобретение факторов производства с целью организации производственной деятельности.

Процент – цена товара капитал; доход собственника капитала.

 

 

2.11 Рынок труда

 

Рынок труда -совокупность экономических отношений по приобретению одного из факторов производства - труда.

Специфические черты рынка труда:

1. рассматривается как единый национальный рынок без учета отраслевых, профессиональных и др. различий;

2. анализируется цена труда (ставка заработной платы) как показатель, оказывающий влияние на отношение найма.

Спрос на труд зависит от: реальной ставки заработной платы (чем ниже ставка, тем выше спрос на труд), объема применяемого капитала, изменений, связанных с техническим прогрессом.

Заработная плата – цена, выплачиваемая работнику за использование его рабочей силы; цена равновесия на рынке труда. Заработная плата бывает:

Заработная плата номинальная – денежная сумма, начисленная работнику;

Заработная плата реальная – то количество товаров, которое работник может приобрести на выплаченную ему денежную сумму при данном уровне цен;

Заработная плата сдельная – система организации заработной платы, при которой зарплата устанавливается в зависимости от платы за одно изделие и производительности труда работника;

Заработная плата повременная - система организации заработной платы, при которой зарплата устанавливается в зависимости от почасовой ставки и производительности труда работника.

 

2.12 Рынок земли

Рента – доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично.

Дифференциальная земельная рента - доход, полученный в результате использования ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительностью в ситуации ранжирования этих ресурсов (по плодородию земли или по местоположению участков земли по отношению к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции).

Землевладение - экономические отношения, в которых земля фигурирует как условие хозяйствования.

Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевается право собственности на землю. Землевладение осуществляют собственники земли.

Землепользование - экономические отношения, включающие в себя применение земли как средства производства и присвоение созданного продукта.Землепользование – это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником.

Цена земли – капитализированная земельная рента; зависит от величины земельной ренты, которую можно получить, став собственником земельного участка, и от ставки банковского процента:

где R – размер земельной ренты, r – ставка банковского процента.

2.13 Доходы: формирование, распределение и неравенство

 

Располагаемый доход – доход экономического субъекта, полученный после выплаты трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода.

Функциональное распределение доходов – распределение национального дохода между собственниками факторов производства.

Персональное распределение доходов - распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются.

Измерение неравенства в распределении доходов осуществляется путем использования:

- Кривой Лоренца – основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей) и построении кумулятивной кривой, при этом все население страны делится на 5 частей (квинтилей) (на оси абсцисс – по 20%) и, соответственно, делятся доходы (на оси ординат – по 20%). Чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы (линии абсолютного равенства), тем больше неравенство в распределении доходов.

 

 

- коэффициента Джини (или индекса концентрации доходов) – рассчитывается как отношение площади фигуры, находящейся между кривой Лоренца и биссектрисой, к площади треугольника, образуемого между линиями абсолютного равенства (биссектрисой) и абсолютного неравенства (нижний треугольник). Величина коэффициента изменяется в пределах от нуля до единицы: чем больше значение, тем сильнее неравенство в доходах.

- децильного коэффициента: все население разбивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходом 10% низшей группы.

 

 

2.14 Внешние эффекты и общественные блага

 

Внешними затратами (или отрицательными внешними эффектами), если они имеют негативный характер, и внешними выгодами (или положительными внешними эффектами), если речь идет о позитивном воздействии, называются вредные или полезные эффекты, возникающие при производстве некоторых товаров и услуг, которые испытывают на себе лица непосредственно не участвующие в процессе их производства.

При отрицательном внешнем эффекте происходит занижение цены и перепроизводство данного товара. При положительном - недопроизводство товара и завышение цены. И в том, и в другом случае происходит неэффективное размещение благ в экономике.

Общественные блага - это блага, из потребления которых невозможно исключить тех, кто не заплатил. Кроме неисключаемости они обладают свойствами неконкурентности и неделимости.

Неисключаемость в потреблении - невозможность исключить кого-либо из пользования данным благом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.