КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы применения предмета 2 страница
Опросник. Инструкция: «Выслушай (прочитай) высказывания о школе. Если ты согласен с высказыванием, поставь «плюс», если согласен наполовину - "нулик", если не согласен - "минус". 1.В школе так же хорошо и интересно, как дома. 2.В школе всегда веселей, чем дома. 3.На перемене интереснее, чем на уроке. 4. Я хожу на уроки и занимаюсь, потому что заставляют родители. 5. Моя учительница мне очень нравится. 6. Если бы можно было, я вместо школы сидел бы дома, занимался своими делами. 7. Мне нравится работать на уроках, думать, отвечать на вопросы. 8. Гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе. 9. На уроках мне часто скучно, неинтересно. 10. Лучше быть маленьким, чем школьником. 11. Иногда я испытываю в школе чувство страха. 12. На уроках я узнаю много нового, интересного. 13. Если бы я был учителем, я разрешил всем детям уходить с уроков, когда хочется. 14. Лучше все время играть,чем учиться, считать, писать. Обработка результатов. Пользуясь ключом, определяем, насколько выражено (в баллах) положительное, нейтральное, отрицательное отношение школьника к учебной деятельности. Для этого складываем отдельно положительные числа, отрицательные числа, а также подсчитываемколичество нулей. Ключ
Скажем, А. Беляев ответил на вопросы следующим образом: «за» на вопросы № 3,4,5,6,8,13,14; «нет» на вопросы № 10,11,12; «согласен наполовину» на вопросы № 1,2,7,9. Значит, его индивидуальная формула отношения к учению выглядит следующим образом:
Из нее видно, что отношение к учению у А. Беляева далеко не однозначно, это противоречивая гамма эмоциональных оттенков, где преобладают две доминанты: положительная и отрицательная. Можно говорить о том, что психологическая база для учебной деятельности (пусть в виде пока противоречивого состояния) все же имеется, и при индивидуальном подходе можно усилить у ребенка положительные эмоциональные установки в ситуации обучения. Методика «Составьрасписание» Эта методика помогает изучить познавательно-интеллектуальные предпочтения школьников в информационном пространстве школы, а следовательно, судить о степени развития познавательных интересов: если интеллектуально насыщенные предметы (математика, родной язык, окружающий мир, рассказы по истории, родная литература) окажутся «за бортом» детского расписания, то есть основание предположить, что познавательный интерес развит слабо. Инструкция: «Представь, что ты стал учителем, и тебе надо составить расписание на три дня. На 1-й день поставь самые интересные, увлекательные предметы, на 2-й день — не очень интересные предметы, на 3-й день оставь самые скучные, неинтересные предметы». Ребенку дается 10 карточек с названиями предметов, изучаемых в данном классе: родной язык, родная литература, художественный труд, рисование, музыка, окружающий мир, физкультура, математика, рассказыпо истории. Обработка результатов. Интеллектуально насыщенные предметы, оказавшиеся врасписании 1-го дня, получают +1балл, во 2-м дне — 0 баллов, в 3-м дне получают– 1 балл. Например, А. Беляев составил расписание следующим образом:
Таким образом, выясняется, что у мальчика заметно выражены познавательные интересы (несмотря на несформированную позицию школьника, на противоречивое отношение к учению). С определенной мерой условности можно количественно выразить характер познавательных установок следующим образом:
При анализе интеллектуальных предпочтений учитель должен обязательно иметь в виду, что на этих предпочтениях может сказаться не только степень развитости познавательного интереса, но и объективное, качество преподавания предметов (личность учителя, занимательность уроков и т.д.). Поэтому целесообразно провести дополнительную методику, определяющую познавательный интерес по направленности школьника на различные этапы урока и виды деятельности на уроке.
Методика " Приятная остановка" Перед ребенком кладется красочно оформленная твердая (для многоразового пользования) полоска, на которой едут вагончики. Полоска разделена на перегоны со станциями, отражающими разные этапы урока и видыдеятельности (см. образец).
Бланк для методики «Приятная остановка»
кармашек для вагончиков прорези для вагончиков Инструкция: «Останови вагончики на тех станциях, которые нравятся тебе больше всего на уроке. Если тебе ничего не нравится, оставь вагончики на вокзале». Обработка результатов. Учащийся получает один балл за каждую «познавательную» остановку (№№ 1, 2, 4, 5). Так, А. Беляев поставил вагончики на станции 1, 3, 6. Значит, он получает один дополнительный положительный балл за познавательный интерес, который добавляется (суммируется) к его познавательной формуле (см. предыдущую методику). Итоговая обработка результатов по комплексной диагностике учебной мотивации После того как проведены все четыре обследования, учитель обобщает, сводит воедино полученные данные, суммируя положительные, нейтральные, отрицательные баллы в отдельности. Так, в нашем примере обобщенная мотивационная формула ученика А. Беляева будетвыглядеть следующимобразом:
Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отрицательной, противоречивой, нейтральной), учитель строит работу с ними по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса. 1. Формирование позиции школьника Учитель приемами словесного внушения систематически, в единстве с семьей «выращивает» у ребенка чувство должного, важного в отношении к школе, к учению. Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной деятельности при помощи таких приемов: — организации ситуации личного выбора задачи, упражнения. Учитывая ограниченные интеллектуальные возможности детей с ЗПР, предлагаются несложные основания выбора, такие как: тема задачи (какую задачу будешь решать: про яблоко или про домики?); степень сложности задачи (даются два конверта с надписями «легкая задача», «интересная, но трудная задача»); количество задач (сколько задач ты берешься решить: одну или две?); — создание ситуации активного влияния в совместной деятельности или в игре «Я– учитель» (ученик ставится в положение учителя и «получает право» проверить у товарища по парте задание), внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи; — выбор партнера для совместной учебной деятельности. Детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать птицу, сделать аппликацию и т.д.). 2. Формирование положительного отношения к учению. Можно выделить следующие направления в работе учителя: — прежде всего, учитель заботится о создании общей положительной атмосферы на уроке,снижает тревожность детей, исключая все оттенки отрицательногоподкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), тем самым снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть,смешаться, неверно ответить; — создаёт ситуацию успеха в учебной деятельности, формирующую удовлетворённость, уверенность в себе, высокой самооценки и радости — опирается более широко, чем в обычном классе, на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР. Учитель насыщает педагогический процесс интеллектуальными играми с правилами, активно использует игротехнику на каждом этапе урока, делает игру не запретным для школьника делом, а естественной формой организации быта детей на уроке и в группе продленного дня; целенаправленно эмоционально стимулирует детей на уроке. Для этого он, во-первых, предупреждает опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); во-вторых, возбуждает интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения; в третьих, формирует внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. 3. Развитие познавательныхинтересов. Для решения этой цели учителю необходимо: — избегать в своем стиле преподавания появления «антистимулов», таких как: бедность, будничность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работа («ничегонеделание», паузы, простои); — использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представлениями школьников и новым знанием, непосредственную практическую значимость знания в ближайшей зоне развития ребенка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.); — стимулировать познавательный интерес с помощью технологии обучения; включающей многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения.
Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте мотивацию учения детей с ЗПР. 2. С помощью предложенных методик проведите самостоятельное обследование по выявлению особенностей учебной мотивации у детей этой категории. 3. Каковы основные направления коррекционной работы учителя по формированию учебной мотивации у детей с ЗПР? Глава 9. Эмоциональное самочувствие и его диагностика
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной. С поступлением в школу увеличивается число требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что он «хочет». С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает противоположные переживания: с одной стороны, стремление оправдать ожидания, а с другой - страх оказаться плохим учеником. Л.С. Славина писала, что неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т.е. те достижения, которых он во что бы то ни стало хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у него возникла потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность - значит для ребенка пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить (Л. С. Славина, 1998). В результате ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакция на неуспех носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае в себе. Мы видим, что для школьника эти реакции носят защитный характер, он не желает допустить в сознание что-либо, способное поколебать его самооценку. Поэтому, например, повышенная обидчивость как одна из форм аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что окружающие несправедливы к нему - учитель поставил низкую оценку, родители наказали его ни за что, одноклассники подшучивают над ним и т.д. Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Условно выделяют 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере. 1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. 2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. 3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. Несомненно, характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Как мы видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холериками, а представители третьей группы –меланхоликами или флегматиками. Как уже отмечалось выше, такое деление носит достаточно умозрительный характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как истероидные черты (характерные для 2-й группы), так и агрессивные тенденции (1-я группа); или детей агрессивных, но в глубине души очень ранимых, робких и беззащитных. Однако общим для всех намеченных групп является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по-разному у различных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер. Причиной многих нарушений эмоциональной сферы ребенка выступают чаще всего окружающие его взрослые: родители, близкие родственники, братья и сестры, а порой и сами учителя. Как правило, это результат различных ошибок в воспитании ребенка. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие типы неправильного воспитания ребенка (В.И. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1986; Л. С. Спиваковская, 1988; и др.), которые чреваты такими последствиями. Остановимся на четырех наиболее распространенных типах неправильного воспитания. 1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери, для нее ребенок - препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети становятся либо агрессивными (т.е. их можно отнести к 1-й группе выделенных форм проявлений эмоциональных нарушений), либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми (т.е. по нашей классификации, 3-я группа). Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе. 2 Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неправильной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» произведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации или, наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность. 3. Тревожно-мнительное воспитание наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе. 4. Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интерес других, не переносит длительных лишений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен. Его аффективные проявления очень схожи с поведением детей, относящихся ко второй группе. Мы так подробно остановились на проблемах личностного развития в семье (рассмотрев при этом далеко не все аспекты семейных взаимоотношений), потому что семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу, в отличие, например, от интеллектуальной. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональные стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной различного рода дидактогений, т.е. негативных психических состояний учащегося, вызванных неправильным отношением учителя; школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п. Как ни парадоксально, психологи тоже иногда могут вызвать у ребенка эмоциональные нарушения. Они, ожидая «быстрых» и «видимых» «реальных» результатов своей деятельности (которая, к сожалению, а может, к счастью, не измеряется в процентах), стараются превратить в своих «клиентов» как можно больше учащихся, ищут у них мнимые проблемы, навязывая зачастую свою психологическую помощь, в которой, наверное, в данный момент конкретный ребенок не нуждается. Это создает дискомфорт в душе ребенка: он сам начинает подозревать в себе «психические отклонения», и не удивительно, что в таком состоянии - находит. Поэтому никогда нельзя забывать, что одна из важнейших заповедей психолога, учителя, так же, как и врача, - «Не навреди». Эмоциональное самочувствие — не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания определяют во многом отношение школьника к самой воспитательной ситуации. Положительный настрой — мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью. Именно с учетом этого в педагогической практике применяют специальную группу «эмоциональных стимуляторов»: игру, романтику, соревнование, средства литературы и искусства, разнообразные психотехнологии. Особенно важна регуляция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. Они постоянно испытывают трудности средовой адаптации, которые лишают их эмоционального комфорта и психического равновесия. Они нуждаются более чем обычные дети, в снятии напряжения, педагогической помощи в установлении «эмоционального гомеостаза». Ввиду задержки интеллектуального и эмоционального развития дети с ЗПР нуждаются в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Создание положительного эмоционального состояния — одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы с данными детьми. Диагностику эмоционального самочувствия, детей с ЗПР в классе целесообразно осуществлять по двум направлениям: систематически обследовать эмоциональный климат детского коллектива и эмоциональное самочувствие конкретного ребёнка в разных жизненных зонах. Таким образом, будет замерена эмоциональная температура среды развития и эмоциональный настрой личности в ней.
Методика диагностики эмоционально-психологического климата (ЭПК) Для исследования ЭПК предлагается процедурно простая и психологически доступная для детей младшего школьного возраста тестовая методика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса. Затем дается устная инструкция: «Подумаем над тем, какой у нас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива». Полезно рассмотреть вместе с детьми первую пару качеств в виде примера. Бланк опроса
Обработка результатов Каждая из черточек соответствует определенному баллу: крайняя правая — 0 баллов, крайняя левая — 4 баллам. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия (4 х 6 = 24 балла). Далее находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный максимальный индекс умножаем на число обследованных детей. Для вашего класса-примера он составит 24 х 14= 336 баллов. После определения максимальных значений вычисляем реальные показатели. Индивидуальный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным учащимся. Реальный групповой индекс класса — это сумма всех индивидуальных индексов. В вашем классе он будет равен: 4+8+12+16+16+4+12+16+8+16+12+8+16+8 = 156. Конкретный уровень ЭПК определяется по простой формуле:
реальный групповой индекс ЭПК 156 Э = -------------------------------------------------- х 100 % =----- х 100 % = 46,42% максимальный групповой индекс ЭПК 336
Оценочная шкала Уровень ЭПК Величина индекса в % высокий более 60 средний 50-60 - ниже среднего 40-50 - низкий менее 40
Гистограмма
Методика «Эмоциональная цветопись» Для более точного и глубокого анализа эмоционального самочувствия ребенка предлагаем модификацию методики А.Н. Лутошкина. Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, эмоцией и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет — невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния, его использование во многом опирается на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния. Цвет может стать для учащегося с ЗПР, слабо владеющего речью, наиболее доступной и эмоционально приятной формой выражения настроения. При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенка жизненно важных для него зон, таких как: урок, перемена, семья, двор, «продлёнка», учитель, воспитатель и т.д. Учитель может сам составить список этих зон, решая конкретные педагогические задачи (например, чтобы проверить эффективность применяемой им системы контроля, предложить зону «отвечаю у доски», «отвечаю с места»). Оформление бланков опроса зависит от фантазии и выдумки самого учителя. Можно использовать бланк в виде «ромашки», «дерева с листочками» и т.д. Учитель предлагает детям игру-задание «Какое у меня настроение». Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки и настроения на доске. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например; радостное — красный; спокойное — зеленый; безразличное — белый; скучное — серый; плохое — черный Схема кодировки настроения цветом записывается на доске. Наконец, детям дается задание вставить в прорези ромашки цветные полоски. На индивидуальном бланке для выявления полной гаммы настроения целесообразно разрешить вставлять по несколько полосок в одну прорезь. Обработка результатов Для анализа эмоционального самочувствия достаточно записать цвета, выбранные ребенком для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля класса возможен следующий вариант количественной обработки. Каждой цветополосе присваивается 1 балл. Подсчитывается, сколько баллов набрал класс по каждому оттенку настроения в предложенных зонах.
Методика «Субъективное переживание отношений» Чрезвычайно важным источником эмоционального состояния младшего школьника являются его взаимоотношения с учителем и воспитателем. Предлагаемая методика помогает выявить отношение учащегося к учителю и одновременно позволяет увидеть эмоциональную окраску, тон общения учителя глазами ребенка. Процедура обследования должна быть разделена на два отдалённых недельным интервалом этапа. На первом этапе учитель предлагает детям оценить свое отношение к педагогам, работающим в данном классе, при помощи цветных полосок. Обсуждаются с детьми возможные оттенки отношений, каждому из них присваивается определенный цвет.Схема цветокодировки отношений вывешивается на доске:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |