Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. 1. Средства массовой информации России : учеб




Основная

1. Средства массовой информации России: учеб. пособие для вузов / М. И. Алексеева [и др.]; под ред. Я.Н. Засурского; науч. ред. Е.Л. Вартанова [и др.]. - Гриф УМО. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 380 с. – С. 17-34, 196-209

2. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 103-130

3. Алексеев, П.В.Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М: ТЕИС, 1996. – 504 с. – С. 360-387

4. Прохоров, Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. – М.: РИП-Холдинг, 2005. – 202с. – С. 86-89

 

Раздел 2: Анализ радиостанций по типоформирующим признакам

По определению, данному А.И. Акоповым «типоформирующие (типообразующие) признаки это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания»[3]. К разряду типоформирующих (типообразующих) признаков, мы относим те, которые соотносятся с социальными факторами, создающими предпосылки возникновения новых типов радиостанций. Это - цель радиостанции, аудитория, форма собственности. Остановимся подробнее на каждом из них.

Типологические признаки, как было сказано, являются характерными чертами, свойствами типа как модели. Однако, на наш взгляд, именно поэтому было бы эффективным их применить в качестве признаков деления и дать классификацию объекта нашего исследования – радиостанций - по ним. Ведь если типологический признак – существенная характеристика издания, то и классификация по нему отразит сущностную классификацию. Начнем с классификации выдвинутых нами типоформирующих признаков.

Тема 4: Классификация радиостанций по признаку «Цель радиостанции»

Цель радиостанции– это определяющий, коренной признак, с которого выстраивается вся концепция ее вещания, формируется ее структура, определяются внутренние и внешние взаимосвязи. Четко обозначенные цели играют определяющую роль при формировании формы и содержания вещания радиостанции. Целевое назначение радиостанции, исходя из социального заказа на тот или другой тип радиостанции, определяется собственниками радиостанции: советом учредителей, редакторами, частным владельцем, советом директоров медиаобъединений и др. Разумеется, каждый собственник при этом стремится через целевую установку реализовать собственные цели и интересы. Отсюда все разнообразие целевого назначения радиостанций. Для анализа этого важного признака предстоит разобраться в его структуре, рассмотреть различные его составляющие и произвести соответствующую классификацию радиостанций по их преимущественному целевому назначению. На практике четкое, однозначное деления радиостанций по цели осуществить сложно (например, информационные цели ставит перед собой любая радиостанция!), поэтому речь идет именно о преобладающей в содержании вещания целевой установке. Деление радиостанций по цели вещания выглядит так.

1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.

К той группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти.

Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрения тех или иных органов государственного управления, партийных объединений, политических движений, профсоюзов, т.д., нейтральные, радиостанции, тяготеющие к объективному освещению событий политической жизни общества и оппозиционные.

К группе официальных относится, прежде всего «Радио России» - официальная государственная радиостанция. Наиболее ярким примером политической оппозиционной радиостанции являлась радиостанция «Резонанс», принадлежавшая КПРФ и существовавшая до 2004г. Из существующих радиостанций можно назвать радиостанции «Народное радио» г. Москва и «Радиогазета Слово» г. Санкт-Петербург. Хотя они позиционируют себя как народные, независимые, патриотические радиостанции позиция радиостанций противоположна позиции правящих структур. Нейтральными радиостанциями будут те, которые будут относится к общественным СМИ, а значит будут независимы от государственных, политических и коммерческих структур.

2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели.

Эта группа радиостанций на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящее время стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные, не имеющие других источников дохода кроме доходов от собственной деятельности (в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие их интересы в вещании.

Примером экономически самостоятельных радиостанций могут быть следующие: «Серебрянный дождь», «Шансон» и др. Корпоративные радиостанции, это, прежде всего радиостанции принадлежащие коммерческим структурам. Например «ЛАДА FM» в г. Тольятти, входящий в «Корпорацию телерадиовещания и печати АО АВТОВАЗ», принадлежащий заводу. К этой же группе относятся многочисленные студенческие, заводские, школьные и т.д. радиостанции.

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели.

Эта группа не отличается многочисленностью, т.к. радиостанций, делающих своей целью просветительскую деятельность, сегодня мало. Среди подгрупп выделим культурологические (радиостанции, ведущие просветительскую деятельность в области общекультурных вопросов и вопросов искусства); образовательные (радиостанции, занимающиеся просветительской работой в области науки, ведущие образовательную работу); религиозные (радиостанции, занимающиеся просветительством в определенной области религии, например православные).

К культурологическим радиостанциям без сомнений следует отнести радиостанцию «Культура». Образовательные радиостанции на российском радиорынке мало представлены. В основном это малочисленные радиостанции для детей, например «Детское радио». А вот религиозных радиостанций много. Но просветительские цели среди них реализуют «Христианский церковно-общественный канал», в структуру которого входят радиостанции «София» и «Дар», «Благодать» в г. Курске, а так же радиостанция, вещающая из Санкт-Петербурга «Град Петров».

4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели.

Высокий уровень потребности общества в оперативной и качественной информации актуализирует именно эту целевую направленность деятельности радиостанций, создает предпосылки для поиска новых концептуальных решений в новостном вещании. Определим градацию радиостанций в этой группе. Это информационные (работающие в режиме оперативного новостного вещания, дающие максимально полную картину событий дня в их развитии); информационно-аналитические (не только информирующие, но и выражающие и формирующие общественное мнение посредством аналитических программ); специализированные (дающие максимум информации в какой либо определенной области, например, спорте, автомобилизме, музыке, науке, технике и т.д.). К информационным радиостанциям можно отнести радиостанции «Говорит Москва», «Маяк 24». Самым ярким примером в этой группе является попытка сделать радиостанцию, вещающую по принципу «новости нон-стоп» в период с 1 августа 2002 по 3 марта 2003 на радио «Новости On-line». Примером информационно-аналитической радиостанции является «Эхо Москвы». Специализированные информационные радиостанции представлены радиостанцией «Спорт».

5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели.

Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы: музыкальные (специализирующиеся на музыкальном вещании и отдающие под это вещание практически все время работы в эфире); разговорно-игровые (отдающие предпочтение развлекательным разговорным передачам, таким, как ток-шоу, розыгрыши, викторины, конкурсы, радиоигры); познавательные (в основе вещания которых передачи занимательного и познавательного характера).

Музыкальной развлекательной радиостанцией является радиостанция «Орфей», вещающая классическую музыку разных стилей. Кроме музыкальных блоков в эфире звучат интерактивные и развлекательные программы. Эту же нишу сейчас активно занимают радиостанции в сети Интернет. Там имеется огромное количество таких радиостанций, где 100% музыкального вещания, при этом пользователь сам выбирает музыку на свой вкус. А вся дополнительная информация в текстах, сопровождающих вещание. Разговорно-игровые радиостанции, встречаются в российском эфире чаще всего, но по цели они являются коммерческими или сочетающими коммерческую и развлекательную цели, например радио «Юмор FM». Познавательные радиостанции на российском радиорынке не представлены. Правда уже несколько лет Международный гуманитарный общественный фонд «Знание» организовывает познавательный радиоканал «Радио Знание». Зато широко представлены познавательные программы, например такие передачи как «Научно-познавательный журнал», «Неизвестная планета» и «Народы России» на Радио России.

Практика радиовещания показывает, что собственники при создании концепции вещания разрабатывают целый комплекс целевых установок, которые определяют тактические и стратегические действия руководства и коллектива. Например, для реализации цели, связанной с объективным информированием о политических событиях в стране, необходима экономическая самостоятельность, тогда слушатель будет доверять радиостанции. Значит, одной из задач станет коммерческая деятельность. Или реализация коммерческой целевой установки может быть связана с развлекательной целью. Так что же тогда определяет место радиостанции в той или иной группе по рассмотренному типологическому признаку? Здесь, на наш взгляд, важно разделение на стратегическую цель и тактическую задачу. Стратегическая цель ложится в основу концепции вещания, тактические задачи определяют путь ее достижения.

Обратимся к приведенным выше примерам. Если стратегической целью является объективное освещение политической жизни общества, то стратегической задачей становится сохранение экономической независимости. Если стратегическая цель – коммерческая деятельность, то тактическая задача – создание развлекательного вещания. Таким образом, первая радиостанция будет отнесена к группе радиостанций, реализующих политические цели, а вторая – к группе, реализующих коммерческие цели.

 

 

 


Рис.1 «Классификация радиостанций по цели вещания»

Очевидно, что все компоненты вещания должны соответствовать поставленной цели, от этого зависит компетентность и авторитетность радиостанции. Любое нарушение этого соответствия или компромисс могут стать разрушительными для целостности образа радиостанции в целевом отношении. Творческий поиск должен происходить в русле поставленной цели и быть направлен на ее реализацию. Примером стабильности такого курса служат радиостанции, успешно работающие много лет без изменений своей целевой установки: «Эхо Москвы», «Русское радио», «Европа плюс» и др.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему цель радиостанции является определяющим признаком типа радиостанции?

2. Опишите группу радиостанций, реализующих общественно-политические цели.

3. В чем особенности радиостанций, реализующих коммерческие цели?

4. Почему группа радиостанций, реализующих просветительские цели является малочисленной?

5. В чем специфика функционирования радиостанций, реализующих информационные цели.

6. Определите особенности радиостанций, реализующих развлекательные цели цели.

7. Как определяется тип радиостанции если она реализует две и более целевых установки?

8. Как определяется стратегическая цель и тактическая задача радиостанции?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.