КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5: Исследование аудитории радиовещания
Дополнительная Основная 1. Акопов, А.И. Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет) / А.И. Акопов. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. – 368 с. – С. 106-112 2. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. – М.: РИП-Холдинг, 2005. – 202с. – С. 89-95 1. Комаров, С. Критерии выбора концепции вещания / С. Комаров // Сайт Радиовещательные технологии / (http://www.radiostation.ru/concept/index.html) 2. Федутинов Ю. Ю., Васильева Е. Н., Мироненко О. В. Независимое радиовещание: уроки успеха / Ю. Ю. Федутинов, Е. Н. Васильева, О. В. Мироненко под об. Ред. Ю. Ю.Федутинова. – Сайт «Радиовещательные технологии» – (http://www.radiostation.ru/know/public4_2_1.html) 3. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 224 с. – С. 13-48 В условиях рыночной экономики и постоянно растущей конкуренции в эфире особое значение для радиостанций приобретает знание своей аудитории и постоянный анализ ее. Изучение аудитории СМИ — специализированная отрасль социологии, социальной психологии, некоторых других дисциплин. Исследования аудитории социологами делятся на теоретические и прикладные. Первые имеют целью сбор научных фактов для создания разного рода объясняющих и прогнозирующих концепций (о воздействии информации на массовое сознание, об особенностях формирования общественного мнения, о возникновении и роли установок в процессе отношения со СМИ). Прикладные исследования решают ряд оперативных вопросов, возникающих в практической деятельности (о влиянии ритма дня на прослушивание радиопередач, об уровне разного рода рейтингов и др.). Полезность социологического изучения потенциальной аудитории очевидна. Еще до начала деятельности радиостанции современные владельцы стремятся выяснить демографические и психографические параметры населения того региона, где планируется вещание. Информация о численности, основных параметрах потенциальной аудитории, ее потребностях, интересах, предпочтениях и ожиданиях помогает адекватно спланировать все составляющие вещательной политики. Кроме того, подобный демографический портрет слушателя позволяет воспринять аудиторию как самостоятельную систему, с учетом потребностей которой радиовещание и производит свой информационный продукт. Уже действующие радиостанции также постоянно прибегают к различного рода исследованиям своей аудитории. С одной стороны, для постоянного контроля за показателями рейтингов, с другой стороны, для внесения изменений в программу вещания и наиболее полного удовлетворения запросов слушателей. Таким образом, у слушателей есть реальная возможность влиять на творчество и судьбу радиостанции. Иными словами, знание своей аудитории позволяет радиостанции прогнозировать воздействие на слушателей. Кроме того изучение аудитории дает представление об интересах, ценностях, установках, ожиданиях, стереотипах различных групп аудитории и наиболее полно соответствовать им. В советский период истории радиовещания России широкий поток писем, приходящих в редакции, позволял анализировать состав аудитории, и результат такого анализа считался репрезентативным. Социологические исследования в тот период проводила только небольшая группа, входящая в структуру Гостелерадио. Сначала в Научно-методическом отделе, позже в Центре научного программирования ежегодно проводилось всего 10-15 опросов, тематика которых диктовалась текущими пропагандистскими задачами. Регулярные социологические исследования аудитории в России стали особенно актуальны при вхождении радиовещания в структуру рыночной экономики в начале 90-х годов ХХ века. Их актуализация обусловлена следующими тенденциями: - требование серьезного профессионального анализа предпочтений слушателей с целью повышения популярности радиостанции, а, значит, и финансового благополучия; - изучение готовности аудитории к восприятию внедряемых новых технологий вещания; - ослабление обратной связи с аудиторией в виде писем и звонков в редакцию, что повлекло за собой необходимость поисков иных форм изучения ее. В 90-е годы в России получили распространение рейтинговые исследования. Социологические службы стали проводить рейтинговые опросы сначала московской, а затем и российской радиоаудитории. Надо отметить, что понятие «рейтинг» пришло в социологию массовых коммуникаций из маркетинговых исследований. Рекламодателям необходимо было знать, сколько людей увидели или услышали конкретную рекламу в момент ее появления в эфире. Для этого и была разработана методика определения рейтинга передачи, в которой ставилась реклама. Таким образом, собственно радиопрограмма рассматривалась как организующий аудиторию фактор, гарантирующий рекламе то или иное количество слушателей определенного состава. Поэтому в строгом смысле «рейтинг» — это количество людей, которые слушали конкретную передачу в конкретный отрезок времени, людей, наделенных определенными демографическими и социально-психологическими особенностями. В условиях бурной коммерциализации эфира информация о рейтинге оказалась для радиокомпаний главной и, увы, достаточной, чтобы привлечь рекламодателя, а значит обеспечить доход радиостанции. Наиболее распространенными являются следующие виды медиаметрии: рейтинг, демографическое и психографическое исследования. Современное медиапланирование и финансовый анализ радиорынка потребовали так же исследований ожиданий и предпочтений аудитории.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |