КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная. 1. Радио: мы говорим нас слушают?
1. Радио: мы говорим нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории – М.: Фонд независимого радиовещания, 2004. – 144 с. – С. 112-125 2. Шесть важных составляющих успешной радиостанции. / Сайт рекламого агенства «OnAir.ru» - (http://www.onair.ru/main/themes/view/THID__116/) 3. Аналитическая справка по радио. / Сайт «Энциклопедия маркетинга». – (http://www.marketing.spb.ru/mr/media/bridge-01/analit_r.htm) 4. Борейко, Т. Узкое место. Нишевое радио ищет своих рекламодателей. / Т. Борейко / Сайт «ADME.RU» – (http://www.adme.ru/articles/uzkoe-mesto-nishevoe-radio-ischet-svoih-reklamodatelej-7031/) Тема 7: Классификация радиостанций по признаку «Форма собственности» Этот признак мы тоже относим к группе типоформирующих. Классификацию по данному признаку, выделяя его как главный, осуществляют все современные исследователи радиовещания. Как было отмечено выше, большинство исследователей делят радиостанции на государственные, полугосударственные и негосударственные. Соглашаясь в принципе с такой градацией, отметим необходимость уточнить место каждого типа радиостанций в данных группах. Исторически сложилось так, что, зародившись как средство связи, радио сразу заинтересовало государственные и, прежде всего, военные ведомства. Еще в царской России радио находилось в ведении государственных структур. Государству радио принадлежало и в советский период. Исключением являются четыре года с 1924 по 1928 г., когда радиовещание находилось в ведении акционерного общества «Радиопередача», а среди его акционеров были Наркомпочтель, «Трест заводов слабых токов», РОСТА[4]. Ситуация существенно меняется только в начале 1990-х годов, когда начинает формироваться радиорынок и возникает негосударственное и коммерческое радиовещание. В 1990 г. в Москве действовало 3 негосударственные радиостанции[5]. Складывающаяся ситуация требовала изменения законодательной базы как для всех СМИ в целом, так и для радио в частности, которая определяла бы отношения между собственниками радиостанций и редакциями.. Законодательной базой для формирования новых по форме собственности радиостанций стал указ от 7 октября 1995 г. «О совершенствовании телерадиовещания в России». В результате к началу 1997 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации выдала около 500 лицензий на право вещания, главным образом, частным лицам[6]. Сегодня рост негосударственных радиостанций продолжается, а вместе с ним возникают новые формы собственности. Уход от монополии государства на радиовещание положительно повлиял на рост количества радиостанций, как в центре, так и в регионах, но в то же время сложившиеся на сегодня отношения собственников и редакций способствуют попаданию радиостанций под контроль, как политических, так и коммерческих структур. Особенностью российского рынка радиовещания является то, что потребитель (собственно радиослушатель) продукции радио (радиопрограмм) не платит за нее, а значит, не имеет возможности непосредственно влиять на ее качество. Эта ситуация привела к укреплению контроля над радиовещанием со стороны структур, финансирующих его деятельность, т. Е. собственников, учредителей. Сегодня финансирование деятельности радиостанций осуществляется либо из бюджетных средств, либо из прибыли коммерческих структур, либо за счет их собственных доходов. В 1990 году в нашей стране была создана комиссия по политике в области радио и телевещания, в которую вошли ученые, специалисты, руководители крупнейших теле-радиосетей из США и бывшего Советского Союза. Занималась она вопросами функционирования теле- и радиостанций в условиях переходных экономик, новых технологий и стремительно меняющегося рынка информации. На основе проводимого в течении нескольких лет анализа различных форм собственности возникающих в сфере радио и телевидения комиссия разработала рекомендации, которые были опубликованы в России в 1998г.[7] Эта работа представляет интерес с точки зрения наиболее полного описания всех форм собственности и видов собственников, поэтому на ее основе мы и выделяем группы радиостанций по признаку «форма собственности». 1. Государственные радиостанции. Радиостанции, принадлежащие различным государственным структурам и финансирующиеся из средств государственного бюджета. Внутри этой группы радиостанции делятся по принадлежности к той или иной структуре государственной власти на общегосударственные, региональные, городские. Соответственно и финансирование деятельности радиостанций производится из государственного бюджета, либо регионального, либо городского. К общегосударственным относится конечно же «Радио России». Региональные радиостанции – это, как правило, радиокомпании входящие в состав ГТРК и финансирующиеся из государственного бюджета. Например «Радио России – Самара» в составе ГТРК «Самара». Городские радиостанции это те, которые принадлежат муниципалитетам или городской администрации. В Тольятти к таковым относится «Городское радио Тольятти», которое является муниципальным учреждением. 2. Негосударственные радиостанции. Эта группа делится на несколько подгрупп. Частные, принадлежащие частным лицам, чаще всего существуют за счет доходов от собственной деятельности («Серебряный дождь»); корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам и объединениям, финансируются ими же («Новый век» в Тольятти); некоммерческие, принадлежащие различным некоммерческим и общественным организациям и структурам, финансируемые ими же («Радонеж», «София»). 3. Радиостанции со смешанной формой собственности. Радиостанции, частично принадлежащие государственным образованиям и частично финансируемые ими, и одновременно принадлежащие либо частным лицам, либо коммерческим структурам, либо общественным организациям. Соответственно и деление внутри этой группы будет следующим: государственно-частные радиостанции, государственно-некоммерческие, государственно-корпоративные. По мнению Комиссии по политике в области радио и телевидения, именно эта форма собственности может наиболее полно обеспечить независимое вещание, так как не дает возможности полного контроля ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих или политических сил. На основе такой формы собственности и такой схемы финансирования должно родиться общественное радио и телевещание. О необходимости таких СМИ как важнейшего инструмента демократии для гражданского общества пишут многие ученые в области журналистики. Например, Е.П. Прохоров в своей статье, посвященной этой проблеме, отмечает: общественные СМИ как новый тип «организуемые и руководимые органом, представляющим все разнообразие институций общества (от президента и парламента до партий и общественных объединений, от творческих союзов и спортивных обществ до различных кооперативов и защитников животных), они формируют и реализуют отличную от других типов СМИ»[8]. Другие исследователи уповают на экономическую самостоятельность общественных радиостанций и их независимость от политических структур с введением новых источников финансирования, прежде всего из бюджетов различных общественных организаций и объединений. Стоит отдельно отметить, что в российском радиовещании существуют и не используемые источники доходов радиостанций, широко распространенные за рубежом, например в Англии. Такими потенциальными источниками доходов являются лицензионные сборы с владельцев радиоприемников и абонентская плата. Сегодня плата за проводное радио взимается в пользу организаций-трансляторов, а не производителей радиопередач. Реализация этих потенциалов позволит решить ряд существующих проблем. Во-первых, даст стабильный источник дохода радиостанциям. Во-вторых, сдержит процесс монополизации эфира крупными коммерческими организациями. В-третьих, позволит перевести отношения между радиостанциями и аудиторией в прямые товарно-денежные, а значит, влияние аудитории на качество вещания возрастет, и радиостанции будут в большей степени озабочены удовлетворением потребностей слушателя, а не собственника или рекламодателя. Итак, форма собственности и собственник является типоформирующим признаком и определяет форму и содержание вещания в соответствии с их интересами и целями, которые преследуются ими. Таким образом, в первую группу типоформирующих или типообразующих типологических признаков для радиовещания вошли цель, аудитория, и форма собственности. Все три признака взаимосвязаны между собой и играют важную роль, определяя содержательно-формальное единство радиостанции. Совокупность этих признаков формирует тип радиостанции и определяет зависимые, т.е. вторичные типологические признаки.
Рис. 4. Деление радиостанций на группы по типологическому признаку: «Форма собственности».
Вопросы и для самоконтроля. 1. Почему исторически сложилось так, что на протяжении почти 90 лет российское радио было государственным? 2. Каким образом демократизация повлияла на систему радиовещания в конце 80-х – начале 90-х г.г. прошлого века? 3. Какие формы собственности радиостанций существуют сегодня? 4. Опишите преимущества и недостатки каждой? 5. Какие группы радиостанций можно выделить, классифицируя радиостанции, по признаку форма собственности? 6. Какие не использованные на сегодня источники финансирования вам кажутся наиболее эффективными? 7. Каковы на ваш взгляд перспективы создания и развития общественного радио в нашей стране? Литература:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |