Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9: Музыкальная составляющая формата радиостанции




Дополнительная

Основная

1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 366-384, 455-460

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. / Е.Л. Вартанова / Сайт «Библиотека Гумер» - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/47.php)

1. Степанян, С. Формат. Что это такое? Новое содержание старого понятия / С. Степанян / Сайт «Библиотека центра Экстремальной журналистики» – (http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=695&c_id=9188)

2. Бубукин, А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат / А. Бубукин / Сайт «Радиовещательные технологии» - (http://www.radiostation.ru/music/format.html)

3. Гулидов, Р. Форматы радиостанций / Р. Гулидов / Сайт «Клуб радио» - (http://www.guzei.com/radio/journal/article/format.php)

Какого бы типа ни была радиостанция, она обязательно передает му­зыку. На радиостанциях разного типа по-разному относятся к музыкальной подборке для эфира, но в любом типе вещания необходимо точно опреде­лить, какого направления и стиля музыка будет уместна на данной радио­станции, востребована ее целевой аудиторией. Музыка может поддержать интерес аудитории к радиостанции или отдельным ее передачам, но может и разрушить его. Музыкальный формат включает в себя несколько связанных между собой и определяемых в процессе форматиро­вания пунктов.

1. Музыкальные произведения, звучащие в эфире

Это относится к тем песням, композициям и другим музыкальным произведениям, которые звучат в музыкальных блоках между передачами. Давно уже разработаны известные многим схемы программирования му­зыкального блока вещания и составления плей-листов для радиостанций, ве­щающих музыку. В современных исследованиях радиовещания можно найти не один десяток разработанных схем музыкальных подборок для ра­диостанций. Большинство этих схем пришли в российское радиовещание из-за рубежа. Существуют европейские схемы и американские, во многом они дублируют друг друга, но по-разному называют одни и те же музыкальные стили. Поскольку большого различия в них нет, приведем американ­скую классификацию.

- AC (Adult Contemporary) - современная музыка для взрос­
лых, одна из самых популярных схем на российских музыкальных радио­
станциях, ее основная целевая аудитория - 20-45 лет. У этой группы есть подгруппы:

Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов, с целевой аудиторией 25-45 лет,

Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов, с целевой аудиторией 20-30 лет. Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более стар­шую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже.

- CHR (Contemporary Hit Radio) - современное хит-радио с це­левой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько подгрупп:

CHR/Pop - с преобладанием хитов поп-музыки,

CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки,

Modern Rock oriented CHR - с преобладанием композиций в стиле современного рока и поп-рока,

а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидно­стей формата CHR.

- Rock - радиостанции в эфире которых преобладают компози­ции в стилях рок-н-ролл и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Здесь мож­но выделить такие подгруппы:

AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-ролл с достаточно боль­шим каталогом классических песен в этом стиле 70-90-х годов;

AOR (Album Oriented Rock) - с преобладанием не попавших в хит­
парады малоизвестных альбомных песен, в основном известных ис­полнителей;

Modern Rock - Mainstream Rock - современный рок - рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус, во многом персекается с Modern Rock oriented CHR, отличается же он в первую очередь более консервативным отбором музыкального материала;

Rock Alternative - очень узконаправленная, альтернативная музыка в стиле рок, рассчитанная на любителей этого направления.

- Classical - классическая музыка, с узкой целевой аудиторией
без ограничений возраста.

- Oldies - музыка ретро с целевой аудиторией от 45 лет.

- NAC/Smooth Jazz - мягкий джазовый формат с целевой ауди­торией 30-45 лет.

- Alternative - альтернативная музыка всех направлений с целе­вой аудиторией 18-25 лет и его подгруппа:

Alternative AC - с целевой аудиторией 25-35 лет.

- Urban - преимущественно музыка в стиле урбан и рэп с целе­вой аудиторией 14-20 лет и его подвид:

Urban AC - для более старшего поколения.

- RAB (Rhythm and Blues) - ритм-энд-блюз - название формата
говорит само за себя, с целевой аудиторией 25-40 лет.

- Country - кантри - народная североамериканская музыка.

- Folk — народная стилизованная музыка.

- Christian - музыка религиозного содержания, в том числе и в
современной обработке.

- EZ (Easy Listening) - фоновый, ненавязчивый, мягкий формат
с расслабляющей, успокаивающей музыкой.

К американской схеме следует добавить и сугубо русское открытие:

- Шансон - новый российский формат, по содержанию факти­чески результат специфического развития нашего общества - смесь лагер­ной музыки, бардовской песни и городского романса.

Данные схемы определения музыкальной направленности вещания радиостанции играют огромную роль в разработке формата радиостанции. Но это только одна часть, составляющих формат радиостанции вообще и музыкальный формат в частности. Очень важная, но часть. Недаром А. Бубукин в своей книге отмечает, что основными критериями, определяющи­ми формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь, таких, как так называе­мая «музыкальная одежда» эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микши­рование. Таким образом, мы выделяем следующий пункт музыкальной со­ставляющей формата.

2. Музыкальное оформление радиостанции

Это её музыкальная «обложка» или, в определении А. Бубукина, «музыкальная одежда». Как и для любого печатного издания, обложка радиостанции - один из главных факторов ее презентабельности, а значит, мелочей здесь быть не может. Какого характера музыка используется для заставок как имиджевых, так и к передачам, используется ли она вообще, какие музыкальные позывные у радиостанции, какая музыка используется как фоновая для передач, и как все это сочетается с избранной схемой со­ставления музыкального блока? Значение имеет все. Стильность и презен­табельность музыкального оформления вещания радиостанции помогает сделать радиостанцию более привлекательной для целевой аудитории.

Зачастую заставка становиться не просто визитной карточкой радиостанции, но несет определенный настрой на специфику ее вещания. Так же, как и музыка, звучащая в эфире, музыкальный стиль и характер заста­вок должны дать понять слушателю, что он может ожидать от предлагае­мого программного продукта. В связи с этим важно, чтобы настроение му­зыки в заставке совпадало с общей атмосферой вещания радиостанции.

Хорошие заставки создают уникальную идентификацию индивидуального и неповторимого звучания станции. Часто радиостанцию узнают, к примеру, во время информационного выпуска не по подбору новостей, а по фоновой музыке, заставке, отбивке.

К этой же части формата относится и внешняя форма подачи музыкального материала, т.е. его компоновка и способ микширования. Компо­новка предполагает определение того, насколько часто используется за­ставка для разбивки песен в музыкальном блоке и для разделения различных блоков программы, как определяется сочетаемость отдельных песен в одном блоке. Например, на некоторых радиостанциях существует такое правило: между медленными по темпу и быстрыми песнями или между песнями диаметрально противоположных стилей или настроений обяза­тельно ставится заставка. Важен также и основной способ микширования. Будет ли это мягкий микс, «в наплыв», когда одна песня накладывается на другую, или жесткий микс, когда песни соединятся в стык друг к другу, -имеет значение для восприятия музыкального блока слушателем.

3. Набор передач о музыке и музыкантах

От хит-парадов до творческих портретов. Такие передачи играют ог­ромную роль в привлечении целевого слушателя. Во-первых, потому, что правильный отбор таких передач позволяет радиостанции внести разнооб­разие в музыкальную палитру эфира. Уже давно замечено, что на радио­станциях, ориентированных на популярную эстрадную музыку, успехом у слушателя пользуются программы о современной танцевальной музыке, а на радиостанциях ориентированных, на рок-н-ролл, - передачи о джазе или классике. Во-вторых, они дают возможность радиостанции подчеркнуть свою приверженность тому или иному музыкальному направлению. Здесь всегда срабатывает эффект ожидаемости: если радиостанция позициониру­ет себя поклонницей рока, то резонно ожидать от неё передачу о какой-либо рок-группе или интервью с рок-музыкантом.

Особой популярностью у слушателя пользуются интервью с музы­кантами. Но на самом деле далеко не к каждому музыканту целевая ауди­тория может проявить интерес. Поэтому подбор артистов, приглашаемых в прямой эфир, должен быть связан с интересом аудитории к ним и их рабо­там.

Итак, первой составляющей формата радиостанции является музы­кальный формат, включающий в себя отбор музыкальных произведений, звучащих в музыкальных блоках, музыкальное оформление радиостанции и набор передач о музыке и музыкантах.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Какую роль в привлечении целевой аудитории к вещанию радио­станции играет музыкальная составляющая формата?

2. Какие схемы музыкальных подборок для составления плей-листа существуют? Назовите наиболее распространенные в российском радиовещании.

3. Из чего состоит музыкальное оформление радиостанции?

4. Какую роль музыкальное оформление играет в восприятии радиостанции?

5. Какую роль в музыкальном вещании играет набор передач о музыке
и музыкантах?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.