Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. 1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред




Основная

1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 15-103

2. Законодательство о СМИ: Учебно-практические материалы / [под ред. А.Г. Рихтера]. – М.: Центр Право и СМИ, 1999. – 431 с.

3. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. / Е.Л. Вартанова / Сайт «Библиотека Гумер» - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/21.php)

1. Общественное радио- и телевещание. Зачем? Каким образом? / Сайт «Центр правовой помощи журналистам. – (http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=742)

2. Основы деятельности журналиста / Сайт «Центр правовой помощи журналистам. – (http://www.smioprf.ru/catalog/menu.html).

3. Аналитический отчет по результатам исследования "Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций" / Сайт «Библиотека центра Экстремальной журналистики» - ( http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=292 )

4. Сигел, Р. Между государственным и частным – общественное / Р. Сигел // Среда. – 2002. – №4 (40) Апрель. – (http://www.sreda-mag.ru/mag/40/10.phtml).

5. Бочаров, М.П. Общественные основы в становлении российских СМИ / М.П. Бочаров / Сайт «Библиотека центра Экстремальной журналистики» - (http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=301)

6. Дымарский, В. Цели и средства массовой информации. / В. Дымарский / Сайт газеты «Российская газета» – (http://www.rg.ru/2006/06/08/smi.html)

7. Дистанция для собственника. Спецпроект журнала «Компальон» / Сайт «Мониторинг СМИ». – (http://smi.liga.net/articles/IT081662.html)

Раздел 3: Анализ радиостанций по вторичным типологическим признакам.

Вторичные типологические признаки - это те признаки, которые характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков и определяются ими. В эту группу вошли формат радиостанции, содержательно–тематическая направленность вещания и жанровая политика.

Тема 8: Классификация радиостанций по признаку «Формат радиостанции»

К этому признаку с огромным вниманием относятся современные теоретики и практики радиовещания. На сегодняшний день без термина «формат» не обходится ни одна статья, ни одна исследовательская работа в области современного радиовещания и ни один разговор практиков радио. Однако «формат» как термин и как понятие нуждается в серьезном научном анализе.

История возникновения понятия «формат» связана с США. В сере­дине 50-х г.г. XX века в радиовещании США наметилась новая тенденция: уход от программирования эфира по принципу «всё для всех». Это прин­цип возник в жёсткой конкуренции с телевидением и предполагал звуча­ние музыки всех направлений, разбавленной короткими выпусками ново­стей, прогнозов погоды, спортивных хроник. По некоторым источникам, новый принцип программирования был создан двумя сотрудниками не­большой городской радиостанции в городе Омаха (штат Небраска) - Тод-дом Сторзом и Биллом Стюартом. Заметив, что посетители бара в музы­кальном аппарате заказывают одни и те же мелодии, они пришли к выводу: люди готовы платить деньги за возможность много раз услышать любимые композиции. Следовательно, работающую по такому же принципу радио­станцию они тоже будут слушать. Разработанная ими система программи­рования получила название: формат «Топ-40».

До середины 70-х форматом назывался только набор музыкальных направлений, звучащих в эфире тех или иных радиостанций. В 70-х гг. с появлением форматов «News» и «Talk» изменилось и содержание понятия «формат». Теперь форматом стали называть принципы программирования всего вещания радиостанции.

В Россию понятие «формат» пришло в начале 90-х гг. вместе с от­крывавшимися тогда коммерческими музыкальными радиостанциями, ра­ботающими по аналогии с радиостанциями Америки и Европы. У своих зарубежных коллег русские специалисты учились выстраивать формат, наполняя его различными компонентами, развивать его внутреннее содер­жание. Однако процесс специализации радиостанций на основе формата в нашей стране связывается только с музыкальными пристрастиями той или иной аудитории. И это несмотря на то, что история создания различных форматов показала, что музыка не является единственной его составляю­щей.

Так что же включает в себя понятие «формат» как принцип про­граммирования вещания радиостанции? Обратимся к определениям, дан­ным теоретиками и практиками радиожурналистики.

В. Сухарева в работе «Отечественное радиовещание в условиях де­монополизации эфира» высказывает мнение о том, что формат - это «со­вокупность жанровых, тематических и прочих признаков, формирующих концепцию вещания». В известном учебнике МГУ под редакцией А.А. Шереля «Радиожурналистика» сказано: «Формат - это концепция радио­станции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфиче­ские особенности организации передач, а также структурирование про­граммных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат - это подбор и расположение программных элемен­тов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной при­влечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована стан­ция». Директор регионального вещания «Авторадио» А. Бубукин считает: «Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории... Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира». В книге «Система средств массовой информации в России» под ред. Я.Н. Засурского понятие «формат» представлено таким образом: «Определен­ный тип составления и верстки программ по жанрам, тематическим и дру­гим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию». В.В. Смирнов в учебном пособии «Формы вещания» отмечает: «набор...ограничений (в подходах к направлению вещания) в его темах, програм­мировании (определяется видением интересов аудитории) и представления о них и самой аудитории через её ожидания и реакцию на передачи со­ставляют существо «формата». Современные деятели радио определяют формат как музыкальную политику конкретной радиостанции, стиль ра­диопрограмм, призванных удовлетворить вкусы своей целевой аудитории.

Как видно из изложенных выше определений, понятие «формат» необ­ходимо рассматривать в двух значениях. Одно из них является более ши­роким и определяет формат как систему формирования творческой кон­цепции вещания, ориентированной на определенный сегмент аудитории. В этом случае «формат» выступает как понятие.

В более узком и наиболее часто употребляемом практиками понимании «формат» - набор музыкальных и информационных направлений, исполь­зуемых данной радиостанцией для привлечения и удержания определён­ной аудитории на её волне. В этом случае «формат» используется как тер­мин.

Самым существенным при выработке формата радиостанции следует считать ориентированность на определённую целевую аудиторию. Это зафиксировано во всех приведённых выше определениях. Практика показала, что успешной и рентабельной становится только та радиостанция, которая точно знает свою целевую аудиторию, постоянно проводит её мониторинг, изучает её вкусы, интересы и потребности. Попытки работать «на всех» при современной конкуренции между радиостанциями неизбежно приводят к краху. Слушатель «уходит» на другую волну, снижается заинтересованность, и, как следствие, возникают финансовые трудности и противоречия с учредителями радиостанции.

Самая распространённая ошибка при определении радиостанциями своего вещательного формата - незнание особенностей своей целевой ау­дитории. Здесь важно всё: в какое время слушатель просыпается, в кото­ром часу выходит из дома, до какого времени работает, когда и как отды­хает, чем интересуется, что его волнует. Аудитория - это живые люди, и у них есть свои потребности. Если радиостанция заинтересована в том, что­бы слушатель как можно дольше слушал именно ее, она должна жить в одном ритме со слушателем, жить его проблемами и заботами, понимать его потребности и удовлетворять его интересы.

Уделим внимание и еще одной типичной ошибке: когда определение формата ограничивается только той его частью, которая связана с музыкой, звучащей в эфире радиостанции. Такая ограниченность нередко приводит к несогласованности в работе остальных эфирных служб с музыкальной редакцией, к «рассыпанию» эфира на отдельные составляющие, к разношёрстности в звучании и ведении программ и передач. Причастность к формату не только формирования музыкальных блоков, но и других составляющих вещания отмечают многие теоретики и практики радио. Например, Р. Юркина считает, что величинами, опреде­ляющими формат, являются следующие: музыка, работа ведущего, ново­сти, вербальные фрагменты программы, внешний промоушен и игры, ко­роткие рекламные сюжеты, имиджевый облик, подготовка и сбыт вещания как товара радиостанции, техническое оснащение студии, акустическое звучание станции и т.д.

Список ошибок, связанных с форматированием радиостанции, мож­но было бы продолжить. Главное, что в их основе лежит одна и та же про­блема: отсутствие наиболее полного и разработанного определения поня­тия «формат» со всеми его составляющими, а также описания способов взаимодействия и взаимовлияния компонентов формата друг на друга.

Часто приходится слышать или читать: «Это радиостанция информационного формата», или: «Это радиостанция музыкального формата». Здесь, как нам кажется, формат определяется слишком широко. Скорее информационным или музыкальным будет тип радиостанции. А вот форматов внутри этого типа может быть множество. Недаром одна и та же мелодия на одной музыкальной радиостанции воспринимается как соответствующая их формату, а на другой музыкальной же радиостанции – нет. Отсюда следует, что формат радиостанции надо понимать как нечто, тесно связанное с творческой концепцией радиостанции, нечто выделяющее данную радиостанцию из ряда ей подобных. Но для того, чтобы доказать это, необходимо выделить структуру формата. Он состоит из четырех составляющих: музыкальной, информационной, имиджевой, технологической. Далее рассмотрим каждую состав­ляющую формата радиостанции подробно. Это необходимо сделать еще и потому, что, не описав составляющие формата радиостанции трудно определить ее принадлежность к тому или иному типу по форматному признаку.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Как возник формат радиостанции?

2. Какую роль играет целевая аудитория при разработке формата радиостанции?

3. Чем понятие «формат» отличается от термина «формат»?

4. Какие ошибки возникают в процессе форматирования радиостанции?

5. Как формат связан с целью радиостанции?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.