КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная. 1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред
Основная 1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 257-265, 358-385 2. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. / Е.Л. Вартанова / Сайт «Библиотека Гумер» – (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/47.php) 1. Федутинов, Ю. Ю., Васильева Е. Н., Мироненко О. В. Независимое радиовещание: уроки успеха / Ю. Ю. Федутинов, Е. Н. Васильева, О. В. Мироненко под об. Ред. Ю. Ю.Федутинова. – Сайт «Радиовещательные технологии» – (http://www.radiostation.ru/know/public4_2_1.html) 2. Лашаури, В., Ухлин, Д. Программирование эфира: «местная специфика» - это миф! Интервью с медиаконсультантом Андреем Ивановым /Лашаури В. Ухлин Д. – Сайт «Радиопортал» – (http://www.radioportal.ru/articles/1109/programmirovanie-efira-mestnaya-spetsifika-eto-mif) 3. Сухарева, В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985 – 1997гг.) / В.А. Сухарева. // Отечественное радио в современных условиях. Сборник статей. / [под ред. А.А. Шереля и В.В. Гаспаряна]. – М., 1998. – С. 8 – 45. Тема 14: Классификация радиостанций по признаку «Содержательно – тематическая направленность вещания» Этот типологический признак, так же связан с целью и целевой аудиторией. Содержательно – тематическая направленность вещания определяет, то к каким именно темам и пластам информации будет обращаться радиостанция. Правильно выбранный круг освещаемых в эфире тем имеет прямое влияние на уровень популярности радиостанции, а значит на ее рентабельность. И здесь мы сталкиваемся с парадоксом. С одной стороны казалось бы, чем шире круг тем, тем шире охват аудитории. В тоже время внимание большого числа слушателей сложнее удерживать постоянно, а значит, прослушивание радиостанции становится фрагментарным. Важен здесь и баланс между различными тематиками, который определяется по степени важности и необходимости для целевого слушателя или интереса к той или иной теме. Тематические предпочтения мужчин и женщин, людей разных возрастов, с разным уровнем образования и в разных регионах проживания отличаются. Иллюстрацией могут служить результаты социологических исследований, которые периодически проводились ВГТРК[10]. Согласно этим результатам, интерес к публицистике и общественно-политическим передачам у мужчин значительно выше, чем у женщин. При этом самым высоким спросом такие передачи пользуются в группе слушателей от 36 до 59 лет. К передачам об отношениях в семье и о воспитании детей интерес у женщин в возрасте от 18 до 35 в 3,5 раза выше, чем у мужчин. Но при этом у более взрослой группы мужчин (от 36 до 59 лет) интерес к этой теме проявляется в большей степени, чем у более молодых. Интерес к научно-популярным и познавательным передачам в возрасте от 36 до 59 примерно одинаковый и у мужчин и у женщин, но старшее поколение (от 60 лет) мужчин к этим передачам проявляет интерес в 2,5 раза больше, чем их ровесницы. А передачи о природе и животных самой большой популярностью пользуются у детей и подростков от 7 до 17 и у слушателей в возрасте от 36 до 59. Неодинаково предпочтение аудитории и в течение дня. Так в промежутке времени с 10 до 11 часов передачи о медицине хотело бы услышать в 4 раза больше опрошенных, чем с 22 до 23 часов. Самый высокий интерес к спортивным передачам в промежутке времени с 18 до 19 часов. Передачи о работе государственных органов управления респонденты предпочли услышать с 7 до 8 часов в будние дни и с 9 до 10 в выходные[11]. По признаку содержательно-тематическая направленность вещания радиостанции можно разделить на следующие группы. Универсальные. Существовавшая до 90-х годов государственная монополия на радиовещание в нашей стране предопределила распространенность именно этого типа радиостанций. Небольшое количество радиостанций и их подчиненность государственным структурам диктовали необходимость охвата всей аудитории и освещения всех сторон жизни страны, отсюда и универсальность в выборе тематики. Сегодня универсальный по тематической направленности тип радиостанций привлекателен для собственников коммерческих радиостанций т.к. позволяет охватить широкий спектр аудитории и таким образом привлечь рекламодателей, спонсоров или инвесторов. К этому типу, прежде всего, относится «Радио России», как основной приемник Всесоюзного радио. Процессы дифференциации и специализации в связи с насыщенностью рынка коммерческими радиостанциями сегодня становятся наиболее актуальными для нашей страны. Связано это с тем, что специализация на определенной тематике, способна привлечь пусть и неширокую, но постоянную аудиторию. А это дает почву, например, для долгосрочных рекламных проектов, которые могут заинтересовать рекламодателя. Проявляют интерес к таким радиостанциям и различные политические, государственные, общественные и коммерческие структуры. Все это позволяет нам выделить вторую группу радиостанций. Специализированные. Как правило, эти радиостанции освещают определенный и достаточно узкий круг тем, связанный, например с одной областью деятельности общества. Это спортивные, политические, религиозные, автомобильные, новостные радиостанции. Подобный процесс сейчас мы можем наблюдать среди радиостанций, вещающих исключительно в сети Интернет. Легкость в организации вещания и доступность онлайновых радиостанций для крайне широкого круга слушателей определили их ориентированность на узкую специализацию на той или иной тематике и музыкальном направлении. Со временем, конкуренция на радиорынке предопределит появление множества узкоспециализированных по тематике радиостанций, вещающих в эфире. Сегодня мы можем говорить о первых ласточках в этом процессе. Например, спортивные радиостанции «Радио Спорт» и радио «Зенит», принадлежащее одноименному футбольному клубу. Здесь специализация на спортивной тематике абсолютна и эфир наполняют спортивные репортажи, новости спорта, аналитические программы о спорте. Еще один пример специализированной радиостанции – радио «Бизнес ФМ». Формат разговорный, передачи посвящены темам бизнеса, слоган – «Бизнес ФМ. Держитесь курса!». Каждые 15 минут в эфире обзор текущих событий в стране и мире, новости рынков, каждые 30 минут - новости и события ведущих российских и зарубежных компаний и корпораций, мониторинг деловой прессы. Другой вид специализации радиостанций, который мы можем наблюдать, связан с тем или иным видом искусства и его направлениями. Это может быть музыкальная специализация. Например, на классической музыке специализируется радио «Орфей», а на джазовой – радио «Джаз». Однако в большинстве случаев специализация на тематике эфирных радиостанций носит достаточно условный характер. Скорее специализация означает, что та или иная тема находится в более привилегированном положении и имеет преимущество в содержании вещания перед другими. Например, «Авторадио» отдает предпочтение автомобильной тематике, но в эфире звучат программы на разные темы. Возникающий сегодня все шире интерес к литературно-драматическим программам, радиотеатру и литературному чтению позволяет нам предположить, что в скором будущем могут появиться радиостанции со специализацией на таком виде вещания. Некогда мощное производство литературно-драматических радиопроизведений в период смены экономического строя было сведено к нулю. Это было объективным моментом, т.к. производство столь сложных программ требовало серьезного финансирования и не давало мгновенного результата. Однако интерес к данному виду искусства у аудитории не пропал. Так, в вышеупомянутом исследовании ВГТРК 31% опрошенных проявили интерес к радиоспектаклям и 17% – к литературным чтениям. А спрос рождает предложение. Первыми на эту потребность откликнулись студии звукозаписи и начали выпуск дисков с записями самых популярных литературных произведений, аудиокниги. Это позволило и радиостанциям начать освоение этого рода радиопередач, и все чаще в эфире звучат и литературное чтение, и старые радиоспектакли на таких радиостанция как «Серебряный дождь», «Радио России», «Эхо Москвы» и др. Определяя тематику вещания, радиостанция выполняет социальный заказ своей аудитории и отвечает ее ожиданиям. В этой связи хотелось бы опять вернуться к необходимости проведения социологических исследований аудитории. Радиостанции должны не только знать какие именно темы актуальны для их слушателей, но и представлять как тематические предпочтения меняются в зависимости от времени года, экономической ситуации, политических событий и много другого. Постоянный мониторинг тематических предпочтений необходим и поможет вещателям избегать ошибок в выборе тем. Например, для более взрослой аудитории всплеск интереса к проблемам образования характерен в начале осени и в конце весны. В начале зимы и летом возрастает интерес к путешествиям и туризму. Осенью – профилактике вирусных заболеваний и т.д. Содержательно-тематическая направленность вещания – это один из стратегических компонентов реализации цели радиостанции. Конечно же, тематика связана с интересами собственника. Если это коммерческая радиостанция – она должна удерживать интерес аудитории достаточно продолжительное время чтобы иметь высокий рейтинг. А удержать интерес к программе вещания возможно только путем тщательного выбора тематической направленности всех передач. Если же радиостанция некоммерческая, то цели, которые определяет собственник, диктуют выбор содержательно-тематического наполнения эфира. Например, радиостанция «Град Петров», учрежденная митрополией г.Санкт-Петербурга, преследующая церковно- и культурно-просветительскую цель, специализируется на религиозной тематике. Львиная доля передач связана с различными аспектами религии. Узкая специализация на выбранной теме позволяет формировать постоянную аудиторию, которая для этого радио имеет огромное значение т.к. финансирование радиостанции осуществляется за счет пожертвований прихожан и верующих слушателей.
Рис. 7. Деление радиостанций на группы по типологическому признаку: «Содержательно-тематическая направленность вещания»
Вопросы для самоконтроля. 1. Каким образом содержательно – тематическая направленность вещания радиостанции связана с другими типологическими признаками? 2. Как предпочтения аудитории влияют на определение содержательно – тематической направленности вещания радиостанции? 3. Почему современные радиостанции предпочитают узкую специализацию на той или иной теме? 4. Как специализация радиостанции на определенной тематике влияет на коммерческую сторону ее деятельности? 5. Каким образом осуществляется классификация радиостанций по содержательно – тематической направленности вещания? Литература:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |