Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. 1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред




Основная

1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 68-103, 358-384

1. Цвиг, В.Л. Журналист с микрофоном. / В.Л. Цвиг – Сайт «Библиотека журналиста» – (http://journalism.narod.ru/radio/0006.html)

2. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 224 с. – С. 101-133,191-203

3. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах / [под ред. Е.Н. Филимоновых]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 192с. – С.109-115, 127-137, 158-166

Тема 15: Классификация радиостанций по признаку «Жанровая палитра вещания»

Содержательно-тематическая направленность предопределяет жанровую палитру вещания, т.к. жанр в радиожурналистике является наиболее адекватной формой выражения идейно–тематической направленности журналистского произведения. Отсюда и следующий типологический признак – жанровая палитра вещания.

Изучению специфики жанров на радио свои работы посвятили многие ученые. Описание системы жанров и их классификация наиболее подробно рассмотрена в работах В.В. Смирнова[12].

Как известно три основные задачи журналистики формируют и три группы жанров: информационные, аналитические, документально-художественные. Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются спецификой радиоканала как «говорящего» СМИ и формой воплощения – речевого общения. Система жанров радиожурналистики – это подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Выбор жанровой палитры вещания зависит от множества факторов, но определяющими являются следующие факторы: цель радиостанции, формат, содержательно – тематическая направленность вещания, потребности и предпочтения целевой аудитории. Кроме того учитываются общие тенденции развития системы жанров радиожурналистики на данном этапе и преобладающий способ прослушивания радиопередач у целевой группы слушателей.

Исходя из цели, радиостанцией выбираются те жанры, которые станут наиболее эффективным способом публицистического воздействия на слушателя. Правильное определение жанровых рамок вещания позволит эффективно реализовывать поставленные цели. Например, радиостанции, определившие свою цель – информирование, преобладающими в жанровой палитре сделают информационные жанры. Это сообщение, репортаж, обзор, отчет и т.д. Содержательно – тематическая направленность вещания тоже диктует отбор тех жанров, которые позволят наиболее полно и глубоко раскрыть выбранную тематику. Здесь примером могут послужить спортивные радиостанции, которые будут ориентироваться на прямые включения со спортивных событий, прямые репортажи, комментарии, обозрения, и т.д. именно так выглядит жанровая палитра радиостанции «Радио Спорт». Или радио «Культура», основными жанрами которой являются зарисовки, портретные очерки, рецензии, анонсы, документальные радиорассказы.

Целевая аудитория так же имеет свои предпочтения в жанрах. Зачастую на коммерческих радиостанциях отказываются от журналистских программ т.к. аудитория не хочет слушать в эфире «болтовню». Поэтому радиожурналистика находится в своеобразных тисках: с одной стороны слово – это главное выразительное средство, а с другой необходим баланс разговорных программ и других видов вещания. Для более комфортного восприятия журналисты в программах разных жанров активно используют различные элементы: яркое оформление и частую смену голосов, элементы других жанров, музыкальные подложки и вставки. Но предпочтения в жанрах целевой аудитории учитывать следует, иначе слушатель начнет переключаться, прослушивание станет фрагментарным. Положительным примером может служить радиостанция «Эхо Москвы», основным жанром которой является интервью. Целевая аудитория радиостанции заинтересована в получении новой информации из «первых рук», воспринимает аналитику в виде острой дискуссии, стремится к формированию собственной точки зрения на события через изучение разных взглядов на него. Журналисты «Эха» стараются заострить беседу, всегда принимая противоположную сторону по отношению к гостю в студии.

Ориентированность на общие тенденции развития системы жанров радиожурналистики позволяет использовать новые и наиболее востребованные на сегодня жанры в их современной модификации, соответствовать современному звучанию радио. Постоянно ведущийся поиск наиболее действенных форм отражения действительности в радиопроизведениях, техническое совершенствование радиовещания, творческий поиск новых выразительных средств способствует появлению новых жанров. Так, в современном радиовещании появились радиомосты, ток-шоу и др. Кроме того, богаче по выразительности стали радиорепортажи, корреспонденции, интервью. Изменения происходят и во внутренней структуре жанров. Появляются динамичность, интерактивность, активно используется прямой эфир, программы становятся более лаконичными, хронометраж выпусков сокращается и др. Все это необходимо учитывать и грамотно использовать при определении ведущих жанров вещания той или иной радиостанции.

Насыщенность рынка радиостанций, возможность фонового прослушивания актуализировали такую характеристику как время разового включения слушателя, т.е. временной промежуток от включения данной радиостанции до переключения на другую волну. Этот промежуток может изменяться в зависимости от дня недели и времени суток, но средний показатель вычисляется и имеет принцииальное значение т.к. позволяет определить, что удерживает слушателя на данной волне, а что заставляет переключаться. Динамичность современной жизни, большой выбор радиостанций значительно сократили время одноразового включения слушателя. Поэтому из эфира, прежде всего, исчезли передачи художественно-документальных жанров, предполагающие не просто продолжительное прослушивание, но и погружение в главную тему очерка или документального рассказа. И если на сегодня можно наблюдать возврат к традициям художественного вещания (популярны и радиоспектакли, и литературное чтение, и аудиокниги), то публицистика на радио пока не вернулась. Возможно, молодые журналисты смогут найти новое звучание этих жанров и со временем в эфире опять появятся и очерки, и зарисовки, и фельетоны, и эссе.

Очевидно, что чем больше время одного прослушивания, тем успешнее радиостанция, тем интересней она рекламодателям. Благодаря электронной медиаметрии каждая радиостанция может определить время разового включения слушателя. Исходя из этого, производится отбор жанров, вписывающихся в тот или иной объем, который соответствует времени разового включения слушателя. Если разовое включение составляет 15-20 минут, то жанры, предполагающие большой объем передачи, будут недослушаны и не будут восприняты слушателем полностью. По присутствию и степени преобладания в вещании информационных, аналитических, документально – художественных жанров, можно произвести и деление радиостанций.

Информационные радиостанции. Это радиостанции, отдающие предпочтение и использующие в вещании всю палитру информационных жанров. Потребность аудитории в информации, желание постоянно быть в курсе происходящего создают условия для устойчивого интереса слушателя к информационным передачам. К тому же радио по-прежнему является самым оперативным каналом информации и позволяет получить информацию о событии в течение максимально короткого промежутка времени. Все это обуславливает наличие информационной составляющей в вещании практически всех радиостанций.

Информационными по своей жанровой политике чаще всего оказываются городские и областные радиостанции, принадлежащие государственным структурам. Как правило, имея небольшой объем вещания и ставя перед собой целью информирование слушателей о событиях, происходящих в регионе, они ограничиваются выпусками новостей. Преимущество информационных жанров можно отметить и на более крупных радиостанциях, таких как «Маяк», «СИТИ-FM», «Вести-FM» и другие. Особое внимание хочется уделить проекту «КоммерсантЪ FM». КоммерсантЪ FM — еще один продукт в линейки бренда КоммерсантЪ. Это радиостанция непрерывного информационного вещания. Формат «только новости» (all news radio), широко распространенный на западе, однако так и не реализованный в России. До сих пор на рынке не существовало информационной радиостанции, которая адресовала аудитории весь информационный поток, а не фокусированный на какой-то определенной тематике. Принадлежность «КоммерсантЪ FM» к большой корпорации может обеспечить ей успешное существование.

Аналитические радиостанции. Реализация определенных целей напрямую связана с максимальным использованием аналитики в вещании. Как правило, адресатом аналитических передач являются слушатели, имеющие достаточно высокий интеллектуальный уровень, подготовленный для восприятия такого рода передач. Это сужает сектор целевой аудитории, что в свою очередь делает радиостанции этой группы малоинтересными для рекламодателей. Еще одной причиной, влияющей на количество аналитических радиостанций, является необходимость иметь в штате высокопрофессиональные кадры, подбор которых может оказаться проблемой особенно для региональных радиостанций. Поэтому радиостанций, имеющих преобладающее количество аналитических передач, практически не существует. Мы можем привести в пример только одну радиостанцию – «RadioFOREX». Эта радиостанция специализируется на информации, интересующей участников финансовых рынков. Большая часть программ — аналитические по жанру. Концепция «RadioFOREX» баланс музыки и деловой информации. На протяжении всего дня объявляются данные по модели Breaking News, сразу же после их появления в информационных лентах. Каждый час заканчивается аналитическим обзором событий на Форекс. В течение дня перед выходом данных экономического календаря даются прогнозы на их ожидаемые значения. Между программами по валютному рынку в эфире играет приятная и не отвлекающая от работы музыка. Ведущие программ аналитики — профессионалы с многолетним опытом работы на финансовых рынках. Названия передач говорят об их ориентированности на анализ: «Анализ и психология торговли от А до Я», «Аналитические зарисовки», «Итоги и перспективы» и т.д.

Чаще встречаются радиостанции, использующие аналитику в сочетании с информацией.

Информационно-аналитические радиостанции. Радиостанции, сочетающие в вещании информационные и аналитические жанры, с небольшим преобладанием информационных передач встречаются намного чаще. Как правило, аналитические передачи на таких радиостанциях являются прямым продолжением информационных. Например, после информационного сообщения в выпуске новостей идет оперативный комментарий в специальной передаче, или актуальная беседа на темы текущих событий. Примеров намного больше. Это и «Эхо Москвы», и «СИТИ FM», и «Говорит Москва», и «Бизнес ФМ», и «Радио Спорт» и др. Например, в списке программ «СИТИ FM» около 40 передач, 18 из них информационных жанров, 12 аналитических, а остальные различные шоу. Таким образом, информационные жанры имеют незначительное преимущество.

Художественно-публицистические радиостанции. Прошлое российского радио имеет пример таких радиостанций – это третья и четвертая программа Всесоюзного радио. В постперестроечный период радио «Культура». Однако нерентабельность таких радиостанций определили их слабую выживаемость на сегодняшний день. Эти жанры требуют кропотливой работы над материалом и хорошей творческой и технической базы, что связано с большими материальными и временными затратами. При этом окупаемость таких радиостанций низка. Возможно, поэтому целый ряд жанров этой группы на сегодняшний день являются редкими, а некоторые считаются «мертвыми». Но незанятость этой ячейки сегодня не говорит о том, что такие радиостанции не появятся в будущем. Мы можем прогнозировать появление таких радиостанций т.к. у этого вещания есть своя аудитория. Это подтверждает радиостанция «Орфей», вещающая с 1991 года, в 2007 получившая лицензию на вещание в FM диапазоне. В программе передач «Орфея» много документальных рассказов о творчестве композиторов, композиций, зарисовок и очерков. Такие программы как «Великие, ушедшие», «И довелось, и посчастливилось…», «Кумиры ХХ века» продолжение лучших традиций художественно-публицистического вещания.

Универсальные радиостанции. Радиостанции, использующие в вещании все три группы жанров, возможно с небольшим преимуществом одних жанров над остальными. Это наиболее традиционное вещание для российского радио. Такой на протяжении долгих лет была первая программа Всесоюзного радио. На сегодняшний день универсальной по жанровой палитре, несомненно, является «Радио России».

 

 

 
 

 


Рис. 8. Деление радиостанций на группы по типологическому признаку: «Жанры вещания»

 

Итак, вторую группу типологических признаков, которую определили как группу вторичных (зависимых) типологических признаков, составили формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанры вещания.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каким образом специфика радиовещания влияет на классификацию жанров радиожурналистики?

2. Каковы тенденции развития жанров радиожурналистики на сегодняшний день?

3. Какие факторы определяют жанровую палитру вещания радиостанции?

4. Как осуществляется деление радиостанций по признаку «жанровая палитра вещания»?

5. Какова специфика радиостанций, отдающих предпочтение информационным жанрам?

6. Каким образом строится вещание информационно – аналитических радиостанций?

7. Почему универсальных радиостанций становится меньше в современном эфире?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.