КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности когнитивного развития. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью. Основу умственного развития составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Развитие восприятия. Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов как форма и величина. Цвет в этот период не имеет значения для узнавания предметов, но это не значит, что ребенок не различает цвета. Цвет еще не стал признаком характеризующим предмет и не учитывается при восприятии. Для того чтобы восприятие стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в связи с овладением предметной деятельностью. От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет эти действия сразу правильно, без предварительного примеривания. Таким образом, для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Наряду со зрительным в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Восприятие на данном этапе развития становится ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной сферы ребенка. Развитие мышления. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению – важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установление связей происходит путем практических проб, причем на помощь ребенку приходит случайность. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Этот вид мышления используется детьми для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Внешние ориентировочные действия служат исходным пунктом для образования внутренних психических действий. Уже в пределах раннего возраста у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних действий. В основе догадки на способ действия лежит проба, проделанная в уме. Происходит зарождение нового вида мышления – наглядно-образного, когда решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а потом закрепляется в речи. Большое место в развитии мышления в раннем возрасте занимает формирование обобщений – мыслительного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Таким образом, особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений пока еще разобщены, не связаны друг с другом. Лишь впоследствии эти составляющие соединятся, создавая основу для овладения более сложными формами общения. Развитие воображения. Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение в этом возрасте работает скорее как механизм, а не как активная деятельность: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса и эмоций. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственных замыслов. Слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. Однако в связи с тем, что запас его жизненных впечатлений ограничен, он не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием. К концу раннего возраста ребенок нередко стремиться «сочинять» свои собственные сказки. Однако это лишь варьирование собственного опыта. Возникновение воображения при всей его первоначальной ограниченности имеет неоспоримое значение для умственного развития. В этой новой для ребенка деятельности создается особая реальность, которая поднимает в ребенке чувства, влияющие на развитие его и как личности. Развитие памяти. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Память становится ведущей функцией, т.к. она принимает участие в развитии всех видов познания. Представления о действиях, предметах, их свойствах, назначении, возникающие в результате практической деятельности ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий, слов, способов общения. Только повторения и упражнения. реализуемые в социальной среде формируют и поддерживают запечатления, ложащиеся в основу долговременной памяти ребенка. На базе овладения человеческими действиями и овладения языком, а также через социальные отношения появляются основания, которые обогащают и очеловечивают память. Именно в раннем возрасте ребенок вступает на путь развития собственно человеческой памяти. Развитие речи. В раннем возрасте развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (искаженные слова). В общении со взрослым автономная речь быстро исчезает, т.к. взрослый требует правильного произношения, что влияет на развитие фонематического произнесения слов и артикуляции. Определяющее значение для развития речи ребенка раннего возраста имеет общение со взрослым.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |