КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития, основные новообразования возраста
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ Кризис одного года Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период, который называется «кризис одного года». Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или запрещает что-либо делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние противоречия: нарастание противоречий между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности пока являются недостаточными для удовлетворения потребностей. Социальная ситуация развития полной слитности ребенка со взрослым меняется. В ней появляются двое – ребенок и взрослый. В этом суть кризиса одного года. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако возможности ребенка этого возраста очень ограничены.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Чем характеризуется психическое развитие ребенка в период новорожденности? 2. Что представляет собой кризис новорожденности? 3. Что является основным новообразованием периода новорожденности? 4. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и основные психологические новообразования младенческого возраста. 5. Как проявляется кризис первого года жизни?
ГЛАВА V Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируются мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действии с предметами. Все основные новообразования раннего детства связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действиями взрослого. Сравнивая, ребенок видит себя в другом и появляется такой феномен как «Я сам!». Таким образом, основное новообразование раннего детства – самостоятельность. Новообразования возникающие к концу первого года жизни вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослыми. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Поэтому социальную ситуацию этого возраста можно определить таким образом: «ребенок – предмет – взрослый». Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего детства. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной деятельности младенцев. Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предметов, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом, открывая, какие операции больше подходят к данному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Начиная выполнять правила пользования предметами, ребенок психологически входит в мир постоянных вещей: предметы выступают для него как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Малыша обучают тому, что в обыденной жизни имеет постоянное значение, закрепленное за ним обществом. Социальное развитие ребенка определяется усвоением элементарной нормы поведения в мире элементарных вещей и некоторых форм взаимоотношений с людьми по поводу этих вещей. Можно сказать, что в данном возрастном периоде разнообразные, свойственные человеку формы психической жизни являются фундаментом для развития личности в последующие возрастные периоды.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |