Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и методы финансового планирования




Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных сре6дств. Они имеют большое значение для финансового анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Для финансового планирования предприятия используют внутренний баланс, который включает более достоверную информацию для внутрифирменного планирования, чем внешний баланс, составляющийся для публикации, который по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движения наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов, составляются текущие финансовые планы.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Пятый этап характеризуется завершением процесса финансового планирования, практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Таким образом, в системе финансового планирования можно выделить три основных вида планов: перспективные, текущие (годовые), оперативные.

1. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (в переводе с греческого – предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся изменениях на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

2. Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Здесь также разрабатываются план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации (предприятия). Документы текущего планирования составляются на период, равный одному году. Это связано с тем, что за год выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка, этот же период времени соответствует отчетному периоду. Для точности результата плановый период разбивают на более мелкие: полугодие или квартал.

3. Оперативное финансовое планирование необходимо для осуществления контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное планирование дополняет текущее.

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

· метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в изменении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия;

· нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля над использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Примером могут служить внутренние нормы предприятия для использования метода калькулирования затрат стандарт-кост или маржинал-кост (маржинальное калькулирование и маржинальный доход). Данный метод состоит в разделении затрат на постоянные и переменные, в определении маржинальной прибыли;

· метод балансовых расчетов основан на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе, то есть данный метод используется для определения будущей потребности в финансовых средствах;

· метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы;

· метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов для того, чтобы выбрать из них оптимальный. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок, и как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию;

· методы экономико-математического моделирования позволяют выразить количественную взаимосвязь между финансовыми показателями и их определяющими факторами.

Система финансовых планов (бюджетов)

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

1) прогноза отчета о прибылях и убытках;

2) прогноза движения денежных средств;

3) прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составляются на основе маркетинговых исследований. Прогнозы продаж составляются в денежных и натуральных единицах. Помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.

Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен в виде таблицы.

Таблица 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.