Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип онтологизма




Принцип деятельности.

Первым и определяющим структуру предметов современной общей антропологии и психологии образования является принцип ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (иначе его можно назвать принципом субъективизма), который противопоставляется принципу объективности естественнонаучного знания. Следование этому принципу в психологии соответствует требованию, сформулированному в знаменитом 1-ом тезисе К.Маркса о Фейербахе.[5] Согласно этому принципу знание представляется продуктом практической деятельности. Поэтому форм знаний столько, сколько можно выделить способов реализации рационального практического отношения человека к окружающей действительности. Следует заметить, что принцип деятельности необходимо согласовывать с принципом рационализма в отрицании мистицизма “познания высших миров”: особой практики, блестяще выраженной в одноименной брошюре Рудольфа Штайнера. Мистика как особая человеческая практика в соответствии с принципом рационализма выходит за рамки комплекса предметов психологических наук.

Принцип ОНТОЛОГИЗМА в его противопоставлении философскому натурализму определяется нами как второй важнейший методологический принцип построения фундамента современной психологии. Согласно этому принципу бытие, сущность необходимо представить в категориях существования (представить объект так, как он есть на самом деле), однако при этом, ясно понимая отличие мыслительных категорий от совокупности явлений, обозначаемых этими категориями, то есть необходимо преодолеть в философской работе натуралистический “принцип тождества бытия и мышления”. С другой стороны, этот принцип выражается в изначальной декларации отказа от традиционной натуралистической схемы теории познания S«O (“субъект-объект”) и заменой ее схемой “деятельности”: “целенаправленного преобразования исходного материала в конечный продукт”.

Заметим, что методологические принципы вводились не как альтернативные, а как “диалектически снимающие” или преодолевающие противоречия и парадоксы философских систем, которые следуют принципам, отрицаемым методологией. Следовательно, методология с самого начала формирования корпуса своих дисциплин, таких как “Содержательно-генетическая логика” “Системно-структурная методология”, “Теория мышления”, “Семиотика”, “Эпистемология”, “Логика науки” претендовала на статус всеобщего учения о человечестве: его существовании, истории и деяниях. Оказалось, что нет в мире той области или сферы жизни, которая бы не могла стать предметом методологической работы. Современное развитие методологического движения полностью подтверждает это утверждение. Методология определяет категориальные основания деятельности во всех сферах общественного производства и, прежде всего, там, где обнаруживается необходимость решения глобальных проблем, встающих перед человечеством.

Вместе с тем требование неукоснительного следования названным принципам определило направленность, форму и характер методологической работы. Главным предметом для методологии стали законы человеческой деятельности с категориями и понятиями и, следовательно, собственная работа со знаковыми формами и системами, то есть работа по развитию методологических средств и их внедрению в политическую, научную, инженерную и другие конкретные практические сферы общества.

Таким образом, в методологии были заложены основы комплекса предметов изучения человека - с овременной антропологии, построенной на совершенно новых, ранее не существовавших принципах и, в то же время, ассимилирующей все богатство культуры человекознания, выработанного в предыдущей истории. В этом комплексе центральное место должна занять наука о процессах и механизмах становления человека, то есть его образования.

Прежде, чем переходить к характеристике нашего собственного подхода в формировании предметов человекознания и сформулировать интегральный методологический принцип нового психологизма, представим еще один принцип. Без его понимания невозможно адекватно освоить курс психологии образования. Этот принцип не методологический, а нравственный и, значит, безусловный. Его безусловность состоит в том, что нет и не может быть таких обстоятельств, при которых этот принцип может быть преступлен. Это принцип гуманизма, или ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ. Согласно этому принципу все наши действия имеют постулируемую ценностную ориентацию, осуществляются ради сохранения человеческой жизни на земле. Существование человека и человечества в той форме и том виде, какие они есть на планете Земля, есть высшее благо. В истории нравственных поисков человечества принцип человеколюбия выражался самым разным образом, например: “не убий” в Христианстве, или “благоговения перед жизнью” у А. Швейцера. Но чтобы в каждом своем поступке не стать преступником этого принципа, надо знать природу существования и развития человека. Таким образом, ценностный принцип человеколюбия и методологическая работа по построению основ психологии непосредственно связаны, и эта связь предлагается как основной критерий достоверности всех психологических знаний.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.