КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва-2013 г
ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (Учебное пособие по курсовой работе)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основные параметры и эксплуатационные характеристики авиационных ГТД определяются, в основном, путем их расчета по характеристикам основных элементов силовой установки с учетом принятой программы регулирования и эксплуатационных ограничений. В данном пособии изложена методика определения параметров, основных размеров элементов проточной части и эксплуатационных характеристик двухконтурных авиационных двигателейсо смешением (ТРДДсм) и без смешения потоков (ТРДД), а также вертолетных ГТД (ТВаД). Схемы двухконтурныхдвигателей с указанием принятых обозначений различных сечений их проточной части приведены на рис.1 (ТРДД без смешения потоков) и на рис.2 (ТРДДсм со смешением потоков).
Рис.1. ТРДД без смешения потоков
Рис.2. ТРДД со смешением потоков
Расчет параметров и характеристик двигателя производится на ЭВМ в диалоговом режиме. Небольшая часть расчетов проводится вручную и их результаты запрашиваются ЭВМ у студента(для контроля). При этом расчет ведется при следующих условиях и допущениях. 1. Все рассматриваемые режимы работы двигателя - установившиеся, а параметры потока в каждом сечении проточной части - осредненные. 2. Расчетным режимом работы двигателя является максимальный режим в расчетных условиях полета. 3. Показатели адиабаты и значения газовой постоянной для воздуха и продуктов сгорания не зависят от условий полета и режима работы двигателя. В программе заложены следующие их значения, которые следует принимать и при ручном расчете. - для воздухаk = 1,4;R = 287,05 Дж/(кг∙К); - для турбин высокого давленияkг.в = 1,3;Rг.в = 287,6 Дж/(кг·К); - для турбины низкого давления, сопла внутреннего контура или сопла ТРДД с камерой смешенияkг.н=1,33;Rг.н = 287,4 Дж/(кг·К); 4. Весь охлаждающий турбину воздух отбирается за компрессором высокого давления и возвращается в проточную часть за турбиной высокого давления. При этом снижение температуры газов за турбиной, вызванное подмешиванием охлаждающего воздуха, не учитывается. 5. В ТРДДсм за турбиной происходит полное смешение потоков еще до входа в сопло. Расчет параметров потока на выходе из камеры смешения ведется по приближенной методике, изложенной в учебнике [1]. При этом, поскольку потери на смешение обычно невелики, принимается, что σсм = 1. 6. Перепад в сопле (в соплах) двигателя на всех рассматриваемых режимах близок к критическому или превышает его, так что значениеq(λ) в минимальном сечении сопла практически не отличается от единицы (и принимается равным ей); расширение газа (воздуха) в соплах - полное. 7. Характеристика входного устройства дается в виде типовой зависимости (рис.3).
Рис. 3. Зависимость коэффициента потерь полного давления во входном устройстве отМн
8. В двигателе применены только осевые компрессоры, причем характеристики каскадов компрессора рассчитываются по методике, изложенной в работе [2]. 9. Турбина высокого давления считается работающей на всех рассматриваемых режимах с неизменными значениямиπ*т,η*ти параметра расхода . Турбина низкого давления в двигателях без смешения потоков работает (с учетом допущения 6) так же, а для турбины низкого давления в двигателях с камерой смешения используется её типовая характеристика. 10. Для основной камеры сгорания принимается, что значения ηгиσксостаются неизменными на всех режимах её работы. В заключении к данному руководству приводятся рекомендуемое содержание выводов, которыми должна заканчиваться работа, а также перечень вопросов для подготовки к её защите. Допущения, принятые при расчете вертолетных ГТД, приведены в третьей части пособия.
Основные обозначения и сокращения Сокращения и нижние индексы: ВХ - входное устройство (воздухозаборник); КВД - компрессор высокого давления; КНД - компрессор низкого давления (вентилятор); КС - камера сгорания; ТВД - турбина высокого давления; ТНД - турбина низкого давления; С - сопло; ГГ - газогенератор; ТКМ - турбокомпрессорный модуль;
Другие индексы: к - компрессор; м - механический; пр - приведенный; т - турбина, топливо; г - горение, камера сгорания, газ; Σ - суммарный, относящийся ко всему рабочему процессу; р - расчетный режим; * - (верхний индекс) - параметры (в параметрах) заторможенного потока.
Обозначения с - скорость (абсолютная) воздуха или газа (продуктов сгорания), м/с; сп - условная теплоемкость процесса подвода теплоты при горении керосина в воздухе, кДж/(кг·К); ср = 1004,7 Дж/(кг·К) - теплоемкость воздуха (при р = const); срг.в =1246,3 Дж/(кг·К) - теплоемкость газа в ТВД; срг.н = 1158,3 Дж/(кг·К) - теплоемкость газа в ТНД и в сопле; суд - удельный расход топлива, кг/(Н·ч); D - диаметр, м; - относительный диаметр втулки лопаточного венца; - отношение наибольшей и наименьшей температур в адиабатном процессе повышения (понижения) давления; - расход воздуха через компрессор внутреннего контура ТРДД, кг/с; - расход воздуха через наружный контур ТРДД, кг/с; - часовой расход топлива в камере сгорания, кг/ч; - отношение расхода газа через ТВД к ; -отношение расхода газа через ТНД к ; gT = GT/GвI - относительный расход топлива в камере сгорания; gохл = Gохл / - относительный расход воздуха, отбираемого из-за КВД на охлаждение турбины; gотб = Gотб/ - относительный расход воздуха, отбираемого из-за КВД на самолетные нужды; Н - высота полета, м или км; Нu - теплотворная способность топлива, кДж/кг; h - высота лопатки в данном сечении компрессора (турбины); k - показатель адиабаты; Мн - число Маха полета самолета; m–степеньдвухконтурности; р - давление, Па; р* - давление заторможенного потока, Па; Р - сила тяги, Н; R -газовая постоянная, Дж/(кг·К); Т* - температура заторможенного потока, К; u - окружная скорость лопаток (физическая), м/с; Δ* - степень подогрева рабочего тела в газогенераторе или турбокомпрессорном модуле; η* - коэффициент полезного действия (КПД) компрессора (турбины); ηГ - коэффициент выделения тепла (полноты сгорания); ηм - механический КПД; ηII -КПД наружного (второго) контура, равный отношению приращения кинетической энергии единицы массы воздуха в нём к работе, переданной в него через вентилятор; λ = с / акр - приведенная скорость; μ - средний коэффициент нагрузки ступеней компрессора (турбины); π - степень повышения или понижения давления в элементе двигателя или его модуле; σ - коэффициент восстановления (сохранения) полного давления; τ* - степень повышения температуры воздуха в компрессоре,газогенераторе или ТКМ; φc - коэффициент скорости сопла (сопел) двигателя;
Индексы характерных сечений газовоздушного тракта: н - невозмущенный набегающий (в относительном движении) поток; в - вход в компрессор низкого давления (вентилятор); ввд - вход в компрессор высокого давления; к - выход из компрессора высокого давления; г - выход из камеры сгорания; т вд - выход из турбины высокого давления; т - выход из турбины; сI - срез сопла внутреннего (первого) контура; сII - срез сопла наружного (второго) контура; I - вход в камеру смешения из внутреннего контура; II - вход в камеру смешения из наружного контура; см - выход из камеры смешения; с - срез сопла ТРДДсм.
Выбор исходных данных
Исходными для проведения термодинамического расчета ТРДДсм или ТРДД (намаксимальном режиме) и определения размеров его основных элементов являются следующие данные, указанные в бланке - задании на курсовую работу. 1. Тип двигателя (ТРДД или ТРДДсм). 2. Высота Н и число М полета самолетаМн на расчетном для двигателя режиме. 3. Тяга двигателя на этом режиме, т.е. тяга на максимальном режиме. (Вместо тяги может быть задан расход воздуха на максимальном режиме). Температура газа перед турбинойТ*г, степень двухконтурностиmи суммарная степень повышения давления в компрессоре π*кΣ=π*кндπ*квд. 4. Тип входного устройства (лемнискатный вход или дозвуковой воздухозаборник).
Для проведения расчета студент должен выбрать следующие величины: 1. Коэффициент восстановления полного давления в основной камере сгоранияσкс = р*г / р*к, который находится в пределах 0,94 … 0,96. 2. Коэффициент сохранения полного давления в канале наружного контура. В двигателях с камерой смешения он может иметь значения σII = 0, 96 … 0,98. В двигателях с большой степенью двухконтурности и коротким каналом наружного контура σII = 0,99 … 0,995. 3. Коэффициент полноты сгорания (выделения тепла) в камере сгорания. Обычно ηг = 0,98 … 0,99. 4. КПД каскадов компрессора, т. е. компрессора низкого давления (вентилятора) η*кнд, компрессора высокого давления η*квд. КПД трансзвуковых КНД в двигателях с малой и средней степенью двухконтурности на расчетном режиме обычно лежит в пределах 0,83 … 0,86, а каскада высокого давления - в пределах 0,86 … 0,88. В одноступенчатых вентиляторах η*кндможет также достигать значения 0,86 … 0,88. 5. КПД каскадов турбины, т. е. турбины высокого давления η*твд, и турбины низкого давления η*тнд. Обычно η*твд = 0,88 … 0,9, а η*тнд = 0,89 … 0,92. 6. Механический КПД, равный отношению мощности, потребляемой компрессором, к мощности, вырабатываемой сидящей с ним на одном валу турбиной. В расчетах он принимается одинаковым для всех каскадов турбины. Обычно равен ηм = 0,99 … 0,995. 7. Коэффициент скорости реактивного сопла φс = 0,985 … 0,995. 8. Относительный расход воздуха на охлаждение турбины Gохл = Gохл/GВI. Обычноgохл = 0,03 … 0,06. 9. Относительный расход воздуха, отбираемого на нужды самолета Gотб = Gотб/GВI. Его величина по статистическим данным обычно равна 0,03 … 0,05. 10. Приведенная скорость (число λ) на входе в камеру смешения в потоке, выходящем из внутреннего контура. Обычно в ТРДДсм значение λI на расчетном режиме лежит в пределах 0,5 … 0,7. 11. ТеплотворнаяспособностьНU топлива. Для авиационных керосинов можно принять НU =43000 кДж/кг. 12. Коэффициент сохранения полного давления во входном устройстве σвх определяется по рис. 3 на расчетном для двигателя режиме.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |