КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспериментальная часть. Дополнительная литература
Дополнительная литература 11.2.1. Номенклатура ферментов. – М.: ВИНИТИ, 1979. – 320 с. 11.2.2. Кочетов Г.А. Практическое руководство по энзимологии. – М.: Высшая школа, 1980. – 272 с. 11.2.3. Скоупс Р. Методы очистки белков. – М.: Мир, 1985. – 358 с. 11.2.4. Варфоломеев С. Д., Гуревич К. Г. Биокинетика. – М.: ФАИР-ПРЕС, 1999. – 720 с. 11.2.5. Плакунов В.К. Основы энзимологии. – М.: Логос, 2001. – 128 с. 11.2.6. Бейли Дж., Оллис Д. Основы биохимической инженерии. – М.: Мир, 1989. В 2-х томах. 11.2.7. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. – М.: Мир, 2002. – 589 с.
Амилаза слюны (КФ 3.2.1.1) – простая и доступная модель, для освоения основных приемов работы с Е. Соответственно схеме (рис. 11.2), в физиологических условиях она ведет ступенчатый эндогидролиз α-1,4-гликозидных связей в полиозах. Об этом можно судить по убыли реакции с йодом или нарастанию восстанавливающей способности сахаров, содержащих свободный полуацетальный гидроксил, например, с помощью качественных реакций Троммера, Бенедикта и др.
Рис. 11.2. Схема ступенчатого гидролиза полиоз под действием эндоамилаз слюны и поджелудочной железы
11.3.1. Получение разведенного препарата амилазы слюны 1. Студент-доброволец или дежурный, ополоснув рот водой 2-3 раза, собирает в пробирку с воронкой до 4 мл слюны. 2. Под контролем лаборанта, отобрать точно 3 мл слюны из пробирки и перенести в мерный цилиндр на 50 мл. 3. Избегая вспенивания, осторожно добавить в цилиндр воды до метки 30 мл и перемешать раствор стеклянной палочкой. 4. Слить, а при необходимости фильтровать раствор в стакан, отметив разведение слюны в 10 раз. 5. 10 мл разбавленной в 10 раз слюны поместить в тот же цилиндр, довести его водой до верхней метки, пометив, как разведение в 50 раз. 6. Оба препарата амилазы предоставить для работы подгруппе студентов. Внимание! Во всех работ ах использовать препарат амилазы, с разведением в 10 раз и, лишь в работе 11.3.5, для выявления зависимости активности Е от рН, применить разведение в 50 раз.
11.3.2. Количественное определение активности амилазы слюны способом Вольгемута Принцип метода: Основан на последовательном разведении препарата амилазы водой с помощью «переката», после чего во все пробирки добавляют равные количества субстрата: раствора крахмала и инкубируют их при постоянной температуре. Окончив инкубацию, останавливают процесс гидролиза и, с помощью раствора йода, как индикатора на крахмал, выявляют наличие субстрата в пробирках. Зависимость между этими величинами (Жеребцов и др., 2002) сведена в таблицу:
Ход работы: 1. В соответствии с протоколом опыта, оформленным в виде таблицы:
в 10 пронумерованных пробирок разлить точно по 1 мл воды. 2. Добавить в первую пробирку 1 мл слюны с разведением в 10 раз и, избегая вспенивания, хорошо перемешать раствор с помощью пипетки. 3. Той же пипеткой перенести 1 мл содержимого из первой пробирки во вторую, из второй – в третью и т.д., каждый раз, тщательно перемешивая их содержимое. Закончив «перекат», удалить из последней (десятой) пробирки 1 мл смеси. 4. Во все пробирки с полученной серией разведений слюны добавить точно по 2 мл 0,1 % раствора крахмала, тщательно перемешивая их содержимое. 5. Пометить свой штатив и поместить его в водяную баню с качалкой при 40 С (313 К), оставив для инкубации точно на 30 мин. 6. По истечении времени инкубации, вынуть свой штатив с пробирками из бани и, тут же охладить его водой из под крана, в течение 1-2 мин. 7. В каждую пробирку добавить по 1-2 капли раствора Люголя (1 % раствор йода в 2 % растворе иодида калия), в качестве индикатора на крахмал. 8. Содержимое пробирок перемешать и, наблюдая развитие окраски, занести результаты в таблицу протокола опыта. 9. Рассчитать активность амилазы (Е/л) в пробах по следующей формуле: а – разведение слюны в последней пробирке с желтой окраской; 0,002 – количество грамм крахмала в пробе; 1000 – коэффициент пересчета миллилитров в 1 л; 30 – время инкубации в минутах; 60 – коэффициент пересчета минут в секунды.
10. Занести результаты расчетов в таблицу протокола. В норме, активность амилазы в слюне человека 3-7 нкат/л. Однако, существенной диагностической ценности она не имеет.
11.3.3. Выявление специфичности амилазы 1. В 2 маркированных пробирки поместить по 5 капель слюны, разведенной в 10 раз. 2. В одну из них добавить 10 капель 0,2 % раствора крахмала, а в другую – столько же 0,2 % раствора сахарозы. 3. Пометив свою пару пробирок, поместить ее на 10 мин для инкубации, в штатив водяной бани с качалкой, при 40 С (313 К) или подогреть на пламени. 4. Вынув пробирки из бани, для выявления в них сахаров с восстанавливающими свойствами, проделать с содержимым качественную реакцию Троммера. Для этого, соблюдая осторожность: 5. В обе пробирки добавить по 10 капель 10 % раствора едкого натра (NaОН), а затем – по 10 капель 1 % раствора сульфата меди (CuSO4). 6. Соблюдая правила нагрева посуды в пламени (п. 1.1.18), прокипятить содержимое обеих пробирок на тигле с сухим горючим, зарегистрировать результаты и, занести их в протокол опыта для последующего истолкования.
11.3.4. Зависимость активности амилазы от температуры 1. В 4 маркированных пробирки разлить по 2 мл 0,2 % раствора крахмала. 2. Разместить пробирки: № 1 – в чашке со льдом; № 2 – в штативе на лабораторном столе; № 3 – в водяной бане с качалкой при 40С и, № 4 – в кипящей водяной бане. 3. Для контроля хода гидролиза субстрата с помощью йодной реакции, поместить во все пробирки стеклянные палочки. 4. Через 5-7 мин, когда растворы субстрата примут окружающую температуру, во все пробирки добавить по 0,5 мл слюны, разведенной в 10 раз. 5. Для лучшего контакта Е с субстратом, перемешать содержимое пробирок. 6. Через 2 мин нанести на предметное стекло 4 отдельных капли раствора Люголя и, с помощью стеклянных палочек, смешать с ними по капле инкубационных смесей из пробирок. 7. Высушив палочку фильтровальной бумагой, вернуть ее в соответствующую пробирку и занести результаты йодного теста в протокол опыта, оформленный в виде таблицы:
8. Повторять пп. 6 и 7 каждые 2 мин, пока реакция с йодом на крахмал, не станет отрицательной. 9. Немедленно собрать все 4 пробирки в штатив и охладить их водопроводной водой. 10. Добавить по 1-2 капли раствора Люголя во все пробирки и перемешать содержимое. 11. Занести результаты йодной реакции в соответствующие графы таблицы и обдумать полученные результаты. 11.3.4. Зависимость активности амилазы от величины рН инкубационной смеси. 1. В соответствии с таблицей протокола опыта,
в 5 маркированных пробирок слить указанные объемы растворов фосфата натрия для получения буферных растворов с заданными величинами рН. 2. В каждую из пробирок добавить по 1 мл 0,2 % раствора крахмала и по 1 мл слюны, разбавленной в 50 раз. 3. Перемешав содержимое пробирок, поместить их в водяную баню с качалкой или термостат при 40 С (313 К) на 7-10 мин. 4. Вынув пробирки из бани = термостата, быстро охладить их водопроводной водой. 5. Добавить по 1-2 капле раствора Люголя и, тщательно перемешать содержимое. 6. Результаты опыта занести в таблицу протокола и, пользуясь схемой рисунка 2.3, сделать выводы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |