Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческий капитал и национальное богатство




Человеческий капитал

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «уровень жизни» в узком и широком понимании?

2. На какие основные группы делятся показатели оценки уровня жизни?

3. Какие основные виды доходов получает население? Как распределяется население по статусу? Связан ли размер доходов со статусом?

4. Что такое стоимость жизни?

5. Какие потребительские корзины вам знакомы?

6. Назовите основные градации «уровня жизни».

7. Что такое «потребительский бюджет» и какие бюджеты вы знаете?

8. Как выглядит (по статьям расходов) структура потребления домашних хозяйств?

9. О чем говорит закон Энгеля, как он подтверждается на примере структуры потребления развитых и развивающихся стран, а также внутри каждой страны для населения, относящегося к разным социально-экономическим категориям?

10. На что указывает в распределении доходов кривая Лоренца?

11. Какое значение может принимать коэффициент Джини при оценке неравенства доходов? Чему он примерно равен в развитых и развивающихся странах?

12. Как неравенство в доходах определяют с помощью децильного коэффициента? Чему он примерно равен в развитых и развивающихся странах?

13. Назовите основные причины неравенства в доходах.

14. Какое значение «проблема бедности» имеет для России?

 

Раздел III. Труд и БИЗНЕС

Определение. Факторы, по которым способности к труду позволяют называть их человеческим капиталом. Доля человеческого капитала в национальном богатстве. Инвестиции развитых стран в человеческий капитал. Отрицательный и положительный человеческий капитал.

 

Перспективы мировой экономики в XXI в. связаны с переходом ведущих стран мира к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминирует крупное машинное производство, к стадии постиндустриальной, где превалирует сфера услуг, наука, образование, здравоохранение и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость для общества, но его экономическая эффективность будет определяться объемом использования новых знаний, технологий, методов управления и зависеть от размеров и качества «человеческого капитала».

Человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества.

Человеческий капитал в узком смысле является мерой воплощенных в человеке способностей приносить доход и включает в себя врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию (рис. 3.1).

Человеческий капитал в широком смысле является для экономики производительным фактором интенсивного типа, определяющим развитие общества, семьи и индивида. Он включает в себя образованную и квалифицированную часть трудовых ресурсов, среду обитания и трудовой деятельности, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование экономики.

К элементам человеческого капитала часто относят: 1) капитал образования (общие и специальные знания); 2) капитал подготовки на производстве (квалификация, производственные навыки и опыт); 3) капитал здоровья; 4) капитал обладания экономически значимой информацией (цены, спрос, доходы, прогнозы и т.п.); 5) капитал миграции или мобильности работников; 6) капитал мотивации к труду.

Человеческий капитал также делят на: 1) общий (перемещаемый), который может быть использован практически в любой специальности и на любом рабочем месте, как результат общей профессиональной подготовки (например, умение работать на компьютере); 2) специальный, который может быть использован после специального обучения на конкретном предприятии или на данном рабочем месте (умения, навыки и т.п.).

 

 

 


Рис. 3.1. Способности к труду как «человеческий капитал»

 

Человеческий капитал является главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа в развитии производительных сил, и опирается на высокий уровень развития экономической, интеллектуальной, политической и других свобод человека.

Обычно различают: физический (овеществленный, материальный) капитал, природный капитал и человеческий капитал.

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных теорий. Толчком к ее разработке стали статистические определяемые результаты роста экономик развитых стран мира, которые превышают (иногда вдвое) результаты, получаемые на базе учета классических факторов экономического роста. За создание основ этой теории были присуждена Нобелевская премия американским экономистам Т. Шульцу (1979 г.) и Г. Беккеру (1992 г.).

В настоящее время на базе «теории человеческого капитала» реализуется парадигма развития США, ведущих стран Европы, Японии. На основе этой теории отставшая в конце XX в. Швеция модернизировала свою экономику и вернула в начале XXI в. лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной и создать собственные конкурентоспособные технологии, не отказываясь от глубокой переработки своего главного природного богатства – леса. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью финны создали свои инновационные технологии и продукты.

Человеческий капитал делят на классы: 1) индивидуальный человеческий капитал; 2) человеческий капитал формы; 3) национальный человеческий капитал.

Оценка стоимости мирового и национального человеческого капитала, а также его доли в национальном богатстве соответствующих стран произведена экспертами Всемирного банка на базе затратного метода (расходы государства, семей, предпринимателей и разных фондов). Эксперты использовали также дисконтный метод оценки человеческого капитала. При известной норме доходности совокупного национального богатства вычисляется его стоимость. Из полученной величины вычитается стоимость земли, полезных ископаемых, лесных и морских ресурсов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого капитала. Оба метода дали схожие результаты. Выборка из этой оценки на конец XX в. представлена в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Человеческий капитал мира и отдельных стран (конец XX в.)

 

Страна Стоимость человеческого капитала, трлн. Долл. Доля в национальном богатстве, % Доля в мировом человеческом капитале, %
Весь мир   66*  
США      
Страны «семерки» и ЕЭС      
Россия      
Китай      
Бразилия      
Индия      

* Доля в мировом богатстве

 

Доля человеческого капитала в мировом богатстве составляет 2/3, в бедных странах составляет около 50 % национального богатства, а в развитых странах достигает – 75–80 %. Разумеется, вариация доли существенна и среди прочих факторов на нее влияет величина природных ресурсов страны. Вот как выглядит по оценкам экспертов Всемирного банка распределение национального богатства по трем факторам в разных странах (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

Процентный состав национального богатства отдельных стран

 

Страна Процентный состав национального богатства
Вещественный капитал Природный капитал Человеческий капитал
США      
Европа      
Россия      

 

Из табл. 3.1 и 3.2 видно, что даже в индустриальном обществе человеческий капитал является наиболее значимым ресурсом экономики, а его роль в постиндустриальном обществе становится решающей.

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. Первоначально он включал в себя воспитание, образование, знания, здоровье и считался социальным фактором развития. Предполагалось, что инвестиции в воспитание, образование являются затратными, прямо непроизводительными и лишь опосредованно влияют на экономический рост.

На самом деле именно инвестиции в образование и науку обеспечили опережающее развитие Западной цивилизации (Европы и Северной Америки) в сравнении с Востоком. Уже в конце XVIII в. Западная Европа перегнала в полтора раза Китай и Индию по душевому ВВП и вдвое по грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую и другие свободы человека, а позднее и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев и североамериканцев. В конце 1990-х годов развитые страны вкладывали в человеческий капитал уже 70 % всех средств, а в физический капитал – только 30 %. Опыт показал, что фундаментом формирования человеческого капитала является высокий уровень образования и культуры основной массы населения развитых стран.

Главными факторами развития человеческого капитала сегодня стали конкуренция, инвестиции, инновации. Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты общества и государства являются источниками накопления высококачественного человеческого капитала. Элита народа определяет вектор его развития, направление и темпы движения страны, регионов, организаций.

В чем отличие человеческого капитала от трудовых ресурсов? Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, это люди как образованные, так и не очень, определяющие способность к квалифицированному и неквалифицированному труду. Человеческий капитал – это более широкое понятие, это и не просто трудовые ресурсы, это воплощенные в них через инвестиции знания, умения, здоровье и прочее, что обеспечивает высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов.

Предпринимательский ресурс – это творческий ресурс, интеллектуальный ресурс развития экономики. Поэтому инвестиции в предпринимательский ресурс – это инвестиции в развитие человеческого капитала, повышение его конструктивности, креативности и инновационности.

Инвестиции в институциональное обустройство общества направлены на создание комфортных условий обслуживания граждан государственными учреждениями, включая врачей, преподавателей, ученых, специалистов, что способствует повышению качества жизни и труда населения.

Инвестиции в развитие гражданского общества и экономическую свободу способствует росту креативности и законопослушности граждан, формированию оптимистической, конструктивной и рациональной идеологии, здорового образа жизни, государственных институтов, стимулирующих качество жизни и труда.

Подобные инвестиции создают коллективный гражданский разум, коллективный интеллект, направленный на созидание. В развивающихся странах, странах с догоняющей экономикой, невозможно повсеместно создать конкурентоспособные комфортные условия для специалистов высшей квалификации с большим индивидуальным человеческим капиталом, необходимые для формирования эффективного сектора инновационной экономики. Поэтому создаются особые экономические зоны, технополисы и технопарки (пример – Китай, Индия). В них реализуется особый режим проживания, повышенная безопасность, улучшенная инфраструктура, повышенное качество жизни.

В то же время, в криминализированных и коррумпированных странах человеческий капитал не может действовать эффективно. Как показывает опыт, даже «ввезенный» внешний человеческий капитал либо быстро деградирует, ввязывалась в коррумпированные схемы, либо работает непроизводительно.

Человеческий капитал по степени своей продуктивности делится на отрицательный (разрушительный) и позитивный (созидательный).

Отрицательный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой общей культуре населения, на плохой рыночной культуре, включающей этику труда и предпринимательства. Коррупционеры, преступники, любители спиртного, наркоманы, лодыри, бездельники, воротоватые люди создают отрицательный человеческий капитал. Этому способствуют негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на основе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование, псевдосознание, в псевдонауку и псевдокультуру.

Отрицательный человеческий капитал возрастает при инвестировании в неспособных к обучению и восприятию современных знаний индивидов; в неэффективный и коррумпированный образовательный процесс; в систему знаний, которые сформированы вокруг ложного ядра (низкоэффективные НИОКР, проекты, инновации).

Накопленный отрицательный человеческий капитал выплескивается и проявляет себя в полной мере в условиях сильно нарушенных равновесных состояниях социальных систем (в период бифуркаций). Он может перевести ее в другую систему координат – в другое экономическое и политическое пространство, может не только затормозить развитие, но остановить и повернуть вспять.

Важнейшей составляющей человеческого капитала является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества. Его результаты за исключением сырья и первичных продуктов из него неконкурентоспособны на мировых рынках, интенсивность и производительность труда низки. Производительность труда в разы меньше, чем в развитых странах, энергопотребление российской продукции в два–три (в зависимости от отрасли) раза выше. Низкопроизводительный и некачественный труд существенно снижает накопленный российский человеческий капитал, снижает его качество. По сути это является главной проблемой развития экономики России с точки зрения теории человеческого капитала.

Для нейтрализации действия отрицательного человеческого капитала, его разрушения, общество должно осуществлять большие дополнительные инвестиции, тратить много времени.

Положительный человеческий капитал характеризуется полезной отдачей от инвестиций в него, стимулированием процессов роста и развития общества. Он создается инвестициями в повышение качества жизни и труда, в рост инновационного потенциала и институционального устройства, в развитие системы образования, увеличение знаний, культуры; развитие науки, улучшение здоровья населения.

Человеческий капитал является весьма инерционным производительным фактором, инвестиции в него дают отдачу через продолжительное время. В исторически короткие сроки можно получить заметную отдачу от инвестиций в образование, здоровье, знания, но не в менталитет, формирующийся веками. А это может существенно влиять на эффективность человеческого капитала.

Тем не менее, выбора у России нет, необходимо наращивать количество и качество человеческого капитала, и это понимает государственная элита и совершает соответствующие действия, и особенно на направлениях, являющимися приоритетными в ближайшие десятилетия для всех развитых и развивающихся стран.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.