Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая экономика» и человеческий капитал




Вопросы для самопроверки

1. Что является человеческим капиталом в узком и широком смыслах?

2. Что послужило толчком к развитию теории человеческого капитала и на чем она базируется?

3. Что относят к элементам человеческого капитала?

4. Как отличаются структуры национального богатства развитых и развивающихся стран?

5. В чем отличие понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал»?

6. Какие инвестиции увеличивают человеческий капитал?

7. В чем разница между положительным и отрицательным человеческим капиталом?

 

Характерные черты «новой экономики». Различия между старой и новой экономикой. Особенности нового социального устройства. Интеллектуальная активность.

 

Термин «новая экономика» (синон. – инновационная экономика, экономика знаний, информационная экономика, креативная экономика и др.) введен в оборот западными экономистами для отображения ситуации, сложившейся в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это начало бурного роста и развития компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, программного обеспечения, новых поколений компьютерной техники, интернет-проектов и т.д.

Некоторые характерные черты «новой экономики» показаны на
рис. 3.2. Точками приложения «новой экономики» являются образование, здравоохранение, наука, интеллектуальные услуги, информационные технологии и т.п. Но не только, в сфере материального производства «новую экономику» представляют традиционные корпорации, активно использующие инновационные технологии с долей венчурного капитала более 60 % от всего привлеченного.

Они используют наукоёмкие, интенсифицирующие производство технологии – вакуумные, тонко пленочные, плазменные, лазерные, ионные, электроннолучевые, криогенные, нано- и биотехнологии и др., что позволяет получать результаты принципиально недостижимые для традиционных методов, либо, заменяя традиционные, получать значительный выигрыш в производительности продукции и ее качестве.

 

 

 

Рис. 3.2. Особенности «новой экономики»

По оценкам экспертов 18–20 % мирового экспортного потенциала приходится на «новую экономику». Ее темпы роста существенно выше, чем традиционной экономики. Например, в России, по оценкам специалистов, они вдвое обгоняют рост промышленного производства. Но значимо и ее модернизирующее воздействие на остальные отрасли экономики.

В 2001 г. исследовательский центр Российской экономической школы совместно с ЦЭМИ и Институтом финансовых исследований РАН организовал проект «Новая экономика и Интернет: опыт России». В России в 2002 г. был создан специальный некоммерческий Фонд экономических исследований «Новая экономика», среди учредителей которого: Государственный университет – высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет и другие учебные и исследовательские организации, которые в том же 2002 г. провели международную научно-практическую конференцию «Новая экономика – новое общество – новое государство».

Примерные различия между традиционной и новой экономикой можно выразить с помощью табл. 3.3. Разумеется, табл. 3.3 хоть и определяет знаковые отличия, не может их дать с исчерпывающей полнотой.

Как показывает опыт наиболее развитых в социальном и экономическом плане стран, среди всех ресурсов производства сегодня наиболее значимыми стали интеллектуально-креативные. Рыночная стоимость наиболее успешных фирм в разы и даже в десятки раз превышает их материальные активы. Востребованность обществом производимого ими продукта, вызывает несбалансированность спроса и предложения, смещает их соотношение в сторону существенного превышения спроса, резко повышает норму прибыли и служит двигателем дальнейшего развития.

Таблица 3.3

Различия между «новой» и «старой» экономиками

 

  Старая экономика Новая экономика
Материальное производство Крупные предприятия с малоподвижной структурой, мощность предприятия определяется размером контролируемого капитала Предприятия меньшего размера с гибкой, динамично развивающейся структурой. Требуют относительно немного обычных факторов производства в виде земли, капитала, труда (в традиционном понимании) и существенно больше качественного «человеческого капитала». Средством контроля за деятельностью является объем создаваемых и используемых знаний
Технологии Технологии должны снизить издержки производства за счет замены труда машинами и таким образом все больше отчуждать людей от работы Технологии приближают людей к работе, требуют от них большей квалификации и характеризуются работой в виртуальном пространстве, интерактивностью, устранением посредников, практически немедленным доступом к информации, необходимой для принятия решений и работы. Роль человека в производстве исключительно велика
Политика Политическое руководство сильно контролирует информацию, она медленно распространяется и полностью доступна только верхнему эшелону власти. Это позволяет ему – контролировать и средства производства Информация и разносторонние знания становятся быстро и широкодоступными для всех слоев населения, которые может их использовать в своих интересах
Культура, образование, здравоохранение Рабочие места в основном рутинные, технически и интеллектуально малооснащенные Рабочие места становятся компьютеризованными, использующими новые телекоммуникационные средства связи, мультимедийные средства для производства работ, что делает труд привлекательнее, содержательнее, производительнее, «умнее»

 

Существующая бухгалтерская, учетно-статистическая отчетность, созданная в период аграрной и индустриальной экономики, совершенно неприспособленна к отражению реалий постиндустриальной, а тем более «новой» экономики. Она относит инвестиции в человеческий капитал, в повышение интеллектуальной мощи корпораций в затраты и не в состоянии логически чётко отражать их связь с эффективностью деятельности, с устойчивостью и высокими темпами роста.

Развитие экономических систем как показывает ретроспективный анализ, сопровождается систематическим увеличением доли интеллектуальных усилий и сокращением физических в материальной форме экономического результата (рис. 3.3). Сегодня термин «новая экономика» уже недостаточен для отражения сложности ее устройства по характеру видов деятельности, глубины их влияния на остальную экономику, на темпы развития, на способность снимать возникающие неопределенности в социуме, экологии и т.п. Иногда выделяют такие ее составляющие как информационная, интеллектуальная, креативная экономика.

 

 
 

 


Рис. 3.3. Соотношение между физическими (ФУ) и интеллектуальными (ИУ) усилиями, формирующими материальный результат трудовой деятельности, в экономиках разного типа: АЭ, ИЭ, ПИЭ, НЭ – соответственно аграрная, индустриальная, постиндустриальная, новая экономики; Э – эволюция экономических систем

 

Политическая элита и развитых стран и большинства развивающихся осознала важность «новой экономики» для перспективы своих государств, и чтобы не оказаться в хвосте эволюционного процесса со всеми вытекающими отсюда последствиями, подключает экономическую и административную мощь государства к решению задач по ее развитию и использованию в модернизации остальной экономки.

«Новая экономика» означает начало перехода от индустриального развития к развитию, основанному на знаниях, в результате которых меняется содержание, масштаб, динамика в том числе индустриальной экономики. Знания впервые становятся прямой производительной силой, они отличают человека от других биологических видов – только человек способен понимать и обрабатывать символы, генерировать новое знание. Последнее становится источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического роста.

В науке зреет понимание того, что общество стоит перед лицом принципиально новых изменений, которые не сведутся к привычной трансформации старого устройства, а станут формировать новое социальное устройство. Некоторые черты «нового социального устройства» можно описать следующим образом.

1. Переход от технократического к антропоцентрической организации производства и труда. Индустриализм доводит до предела тенденцию превращения человека в придаток машинной системы, прочно соединяет авторитарность управления, жесткость контроля над рядовыми работниками, иерархичность служебной лестницы с целевой функцией максимизации прибыли. Такая система во многом исчерпала себя в индустриальной экономике, а в постиндустриальной признается обанкротившейся.

В новой экономике резко расширяются круг активных участников производства. В новой модели организации труда расширяются функции работника, происходит переход от «частного» работника с узкой специализацией к работнику «широкого диапазона», работнику универсалу, способному верифицировать информацию, творчески ее оценивать, проникая в суть проблемы, корректировать технологический процесс, становиться не только субъектом, осваивающим новые технологии, но быть их сотворцом, движущей силой производства.

2. Демократизация экономических отношений, называемая в литературе и как «сотрудничество трудового коллектива с администрацией» и даже как «интеграция коллектива с предприятием». Речь идёт не о митинговой демократии, а о сочетании прямого участия в производстве и в управлении через механизмы представительства интересов и мнений разных групп производственного персонала, переходе от жестких авторитарных форм управления живым трудом к гибким, расширяющим права рядового работника.

Демократизация производства «размывает» границы между функциями менеджеров и работников, распределяет ответственность, ранее сосредоточенной на верхнем этаже иерархии, по всей организации, «уплощает» иерархическую структуру управления. В итоге, сокращается разрыв между уровнем политической и экономической демократии, снимается противоречие между противоположными ролями человека: полноправного гражданина в демократическом обществе и подчиненного существа в производстве.

3. Новая этика труда, появляющаяся вследствие освобождения человека от господства прежних ценностей в виде тейлористкой организации труда, авторитета власти, приемлемости человеческих жертв ради экономического императива, к появлению критического отношения к «рабству перед машиной».

В основе господствующего сегодня экономического императива лежит принцип личной выгоды, критерием успеха считается богатство. В центр новой этики помещены этические, морально-нравственные, гуманистические нормы. Высокоинтеллектуальная рабочая сила считает трудовую жизнь полноценной, если в ней имеются иррациональные элементы, связанные с эмоциями, интуицией, индивидуальным восприятием, самоанализом, способностью к преобразованию реальности.

Новая этика труда в «новой экономике» предполагает самостоятельность мышления, нестандартное творческое отношение к работе в качестве критериев профессиональной пригодности.

4. Замещение труда знаниями означает постепенный переход от чисто технических навыков к интеллектуальным, когда знания вовлекаются в переработку ресурсов производства, когда именно знания, а не живой труд в традиционном понимании начинают формировать стоимость результата труда.

На первый план в деятельности предприятий начинает выходить задача аккумулирования интеллектуального капитала, создание знаний, накопления и распространение информации и опыта. Главным в развитии творческого потенциала работника становится система управления знаниями, в работе фирм их превращение в самообучающиеся системы, втягивающие в процесс поиска и открытий весь коллектив.

5. Опережающее развитие живого знания по сравнению с овеществленными означает доминирование информационных потоков в процессе производства над непосредственным воздействием на предметы труда или обработку вещества природы. Сегодня в развитых странах непосредственным воздействием на материальные объекты труда занимается менее 1/3 работников, тогда как в индустриальной экономике этим занимались 9/10. Основная часть человеческой активности приходится на производство информации и знаний. Они стали основным фактором роста эффективности экономической системы.

Вовлекаемые в производство знания, а также технологическая, экономическая, организационно-управленческая информация, предшествуют производственному процессу, становятся объектом ноу-хау и персонифицированным ресурсом корпорации. Соотношение ценности интеллектуальных фондов компаний «новой экономики» и их материальных фондов находятся сегодня между 5:1 и 6:1.

Увеличение «знаниеёмкости» современного производства изменило концепцию «экономии на труде за счет машин», на противоположную все большей опоры на человека, его способности, талант, на замену овеществленного капитала человеческим.

6. Деструкция основ частной собственности связана с тем, что знания и информация как факторы производства неразделимы с теми, кто их производит и даже будучи проданными звания остаются у своего производителя. Отделение интеллектуального капитала от труда становится невозможным. Возникают общества, в которых человек уже не зависит как в индустриальной цивилизации в той степени от собственности представителей господствующего класса на средства производства.

Возрастание роли знаний в производстве не только меняет баланс между вещественными (осязаемыми) и нематериальными (неосязаемыми) факторами производства в пользу последних, но и ведёт к рождению плюралистических отношений, «подрыву» роли частной собственности, к ее «размыванию» среди всех представителей труда.

7. Новый тип экономической власти выражается в том, что знание не просто является силой, а становится властью, что отношение к средствам производства перестает быть решающим фактором влияния, власти и привилегий в обществе.

Постиндустриальное общество является по изначальной логике меритократией (от «merit» – заслуга), т.е. властью людей, которые занимают социальное положение, обусловленное не правом рождения или имущественным положением, а только интеллектуальным потенциалом и способностью генерировать новые знания.

8. Новые приоритеты личности и социума заключающиеся в переходе от концепции максимизации материального потребления к концепции «нового качества жизни», основанного на гуманистических, экологических и вообще «немонетарным» критериям бытия.

Что касается материальных потребностей, то они, разумеется, сохраняются, но уже в новом виде, не только как условие физического существования человека, но в большей степени как условие его духовного развития, как символа признания и статуса в обществе, как источник самооценки и удовлетворенности жизнью и профессиональной деятельностью.

Исследователи считают, что постматериалистами чаще всего становятся те, кто с рождения пользуется всеми материальными благами, а затем ищет самовыражение вне традиционных стереотипов поведения, стремясь к саморазвитию, уважению личного достоинства и самостоятельности.

9. Переход от «производства» к «процессу», конечным пунктом которого является потребление и потом к производительной деятельности, как «разновидности досуга». Таким образом, путь развития личности видится как переход от узкой специализации, привязывающей человека к одному занятию и порабощающему личность, к всестороннему развитию как способу участия в постоянном процессе общественного движения; от насыщения элементарных традиционных потребностей (физических и духовных) к удовлетворению потребностей более высокого порядка, потребностей в самоутверждении, в творчестве.

Замена труда знанием означает превращение производства из материального в инновационное (рис. 3.4). Инновационное производство основано на новых знаниях, воплощенных в технологиях, ноу-хау, новых комбинациях производства, позволяющих получать интеллектуальную ренту и различные преимущества перед конкурентами. Это не «новый вид деятельности» и «новая сфера производства», это новый характер производственной деятельности, основанный на смещении от «механического» использования полученных знаний к творческому, к возобновляемому.

 

 


 

 

Рис. 3.4. Взаимосвязи в «новой экономике»

 

Источником возобновления является интеллектуальная активность. В таком производстве наблюдается диалектическое единство материальной (осязаемой) и антропоцентрическим (неосязаемой) компонент, между которыми имеется прямая и обратная связи. Первая осуществляется через потоки информации, вторая – через объективизацию знаний, с их превращением из «субъективной» реальности, находящейся в голове человека, в объективную реальность, воплощенную в материальные носители.

Интеллектуальная активность в новой экономике является таким же «экономическим феноменом», каким в прошлое время был «средний уровень искусства рабочего, его образовательный уровень».

Особенность «новой экономики» в том, что ее главный ресурс – знания, в отличие от всех остальных ресурсов не является ни конечным, ни истощаемым, ни потребляемым в обычном понимании. Основным условием доступа к этому ресурсу являются специфические качества самого человека – его интеллектуальная активность, способность осваивать знания и генерировать новые.

Сами знания и информация доступны всем, а интеллектуальная активность сосредотачивается у относительно узкого круга лиц. Речь идет не о национальной «исключительности» или «одаренности». Многочисленные тесты показывают, что так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ) одинаков у представителей различных этнических групп населения как внутри любой страны, так и между странами. Но круг лиц с интеллектуальной активностью быстро увеличивается вместе с ростом среднего уровня знаний и общей культурой, уровнем нравственных норм и моральных ценностей населения. А вместе с этим быстро возрастает и человеческий капитал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.