Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальный капитал фирмы




Вопросы для самопроверки

1. Какие синонимы имеются у термина «новая экономика»?

2. Какие характерные черты «новой экономики» вам известны?

3. Какие различия имеет старая и новая экономика в материальном производстве, применяемых технологий? Что они привносят в здравоохранение, культуру, политику?

4. Что означает переход от технократической и антропоцентрической организации производства?

5. В чем выражается демократизация экономических отношений и в чем заключается новая этика труда?

6. Что означает замещение труда знаниями и опережающее развитие живого знания по сравнению с овеществленным?

7. Как понимать термин деструкция частной собственности?

8. Что означают термины «новый тип экономической власти» и «новые приоритеты личности и социума»?

9. Что такое «интеллектуальная активность» и какова ее роль в новой экономике?

 

Составляющие интеллектуального капитала. Сходные черты и отличия физического капитала и интеллектуального. Интегральная оценка интеллектуального капитала. Методы оценки элементов интеллектуального капитала.

 

В современных фирмах все большая часть получаемого эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала, умелого взаимодействия с партнерами и потребителями, т.е. действия интеллектуального капитала. Сегодня он в большей степени, чем материальный капитал обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество. Его структура и составляющие показаны на рис. 3.5.

 
 

 


 

Рис. 3.5. Интеллектуальный капитал фирмы

 

Человеческий, организационный и потребительский капиталы тесно взаимодействуют и поддерживают друг друга, перекрестно влияют друг на друга, создавая синергетический эффект. Инвестировать в каждый их них по отдельности не рационально.

Физический и интеллектуальный капиталы имеют следующие сходные черты:

– существуют в форме запаса, продуцирующего ценности;

– возникают в результате инвестиций, формирующих соответствующий капитал;

– приносят обладателю доход;

– подвергаются моральному снашиванию;

– требуют затрат на поддержание своего потенциала.

Физический и интеллектуальный капиталы отличаются от друг друга следующим:

– первый имеет материальную природу и осязаем, второй – нематериальную и поэтому его иногда называют невидимым активом;

– базой оценки физического капитала являются затраты на его создание, а у интеллектуального капитала – будущие доходы от его использования;

– физический капитал измеряется в стоимостных показателях, а интеллектуальный – как в стоимостных, так и нестоимостных;

– физический капитал принадлежит только фирме, а интеллектуальный – и фирме и наемным работникам (если говорить о человеческом капитале), фирме и потребителям (контрагентам), если говорить о потребительском капитале;

– интеллектуальный капитал в отличие от физического специфичен по своим элементам: патенты быстро теряют свою ценность, если не материализованы в продуктах или вовремя незалицензированы; умения и квалификация работников, наоборот, обычно возрастают со временем; потребительский капитал может быть недолговечен из-за переключения потребителя по разным причинам на конкурента;

– бухгалтерские методы учета физического капитала (принципы которого были созданы еще в эпоху Возрождения) часто не пригодны для учета интеллектуального капитала. Например, торговая марка в бухучете трактуется как нематериальный актив, который со временем теряет свою стоимость и поэтому переносит частями свою стоимость на производимый продукт (амортизируется). На практике бренд или торговая марка с течением времени нередко наращивают свою стоимость. Другой пример: затраты на рекламу, обучение персонала и т.п. интерпретируются в бухучете как текущие затраты, а по своей природе они являются долгосрочными инвестициями. Еще пример: в бухучете предполагается, что отдельные затраты складываются и общий результат можно оценить их суммой. Во время как отдельные элементы интеллектуального капитала не аддитивны, их сложение невозможно и не может быть осуществлено в рамках бухучета.

Многие элементы интеллектуального капитала вообще не отражаются с бухгалтерской отчетности: связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний, сетевые формы работы и многое другое. Неоднократные попытки измерять составляющие интеллектуального капитала на основе стандартных приемов бухучета потерпели неудачу, приводили к совершению разным результатам у разных авторов.

 

Для интегральной оценки величины интеллектуального капитала часто используется отношение рыночной цены фирмы к стоимости (восстановительной) ее материальных активов, так называемый коэффициент Тобина (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Коэффициент Тобина для некоторых фирм

 

Компания Коэффициент Тобина
Росбизнесконсалтинг 9,9
Вимм-билль-данн 3,9
Вымпелком 2,7
Сургут нефтегаз 1,2
Славнефть-Меглонгаз 1,0
Северо-западное пароходство 0,5

 

Большое значение коэффициента Тобина имеют фирмы с высокой конкурентоспособностью, использующие современные методы и технологии менеджмента, создавшие популярный бренд. Их коэффициент Тобина, как правило, 5–10 единиц, а у наукоемких компаний может быть значительно выше.

Высокое значение коэффициента Тобина показывает, что рынок оценивает ее нематериальные активы выше, чем физические, что потребители по достоинству оценили талант персонала, качество продукции и технологий, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Например, для «British Petroleum» он равен 3,45, а для «Coca-Cola» – 25.

Если коэффициент Тобина меньше единицы, то это указывает на наличие отрицательного интеллектуального капитала, это означает что оргструктура, менеджмент, связи с потребителями и т.п. не добавляют, а сокращают общий капитал фирмы. В этом случае, говорят, компания недооценена, что у нее имеются серьезные проблемы в ведении бизнеса, хотя причины очень индивидуальны и нуждаются в детальном разборе в каждом конкретном случае.

Оценивая надежность компании с точки зрения предоставления кредита или возможного ее участия в долгосрочных совместных проектах, аудиторы и инвесторы западных компаний исходят из того, что стоимость интеллектуального капитала должна быть 40 % и больше в общей структуре капитала, т.е. коэффициент Тобина должен быть не меньше 1,7.

Помимо интегральных оценок производят оценку и отдельных составляющих интеллектуального капитала. Но это гораздо труднее из-за разнокачественности, несоизмеримости отдельных составляющих. В то же время, это необходимо делать, чтобы найти слабые места фирмы, чтобы управлять наращиванием интеллектуального и общего капитала.

Человеческий капитал имеет много элементов. Уровень интеллекта работников (индивидуальный и средней по компании) оценивается показателем IQ. Знания, навыки, опыт можно оценить через уровень образования, квалификацию, производственный стаж, прохождение курсов повышения квалификации, стажировки в иностранных компаниях, опыт изготовления продукции на экспорт. Творческие способности, креативность мышления оцениваются показателями рационализаторской и изобретательской активности. Моральные ценности и культуру труда – поведением в быту и на работе, обязательностью в отношениях с коллегами и деловыми партнерами, организацией рабочего места, долей брака в работе, наличием претензий и исков со стороны потребителей и т.д.

Организаторский капитал характеризуется: добротностью конструкторской, технологической, эксплуатационной документации; конкурентоспособностью (через экономичность эксплуатации, ремонтопригодность, надежность, прогрессивность и т.п.); уровнем оснащенности современными средствами коммуникаций и связи, информационного, программного, технического оснащения систем поддержки принятия решений; информатизации процессов проектирования, производства, сбыта и управления; наличием прав собственности на патенты, промышленных образцов, ноу-хау, товарных знаков; наличием сертификатов соответствия, стандартов качества и системы управления качеством (ICO 9000), требованиям экологической безопасности и т.д.

Потребительский капитал оценивается через устойчивость связей с контрагентами компании, с контактными аудиториями, через наличие налаженной и проверенной временем сбытовой сети и системы товародвижения; имиджем и репутацией среди потребителей, долей постоянных клиентов и прибыли, получаемой от них, затратами на стимулирование спроса и т.д.

Значение отдельных показателей интеллектуального каптала, весомость их групп (человеческий, организационный, потребительский) оценивается многочисленными и разнообразными способами, одним из значимых среди них является экспертный метод. Часто под силу сделать оценку квалифицированно могут только специализированные консалтинговые фирмы. Для примера приведем окончательный результат одной подобной работы
(табл. 3.5).

Каждая из оценок изменяется в интервале от минимальной равной «0» до максимальной равной «1». Первое предприятие выпускает ликёроводочную продукцию и естественно здесь не требуется высокого уровня человеческого капитала, впрочем, как и на втором предприятии, выпускающем фарфоровую продукцию. Сложность продукции третьего предприятия (научно-производственного), специализирующегося на уникальных инжиниринговых разработках и изготовлении уникальной продукции по индивидуальным заказам не может обойти без высокого уровня человеческого капитала. Уровень организационного капитала у трех предприятий примерно одинаков. А по потребительскому (рыночному) капиталу первые два предприятия обгоняют третье, так как выпускают стандартную продукцию; успехи их деятельности во многом зависят от налаженности и устойчивости контактов с деловыми партнерами.

Таблица 3.5

Составляющие интеллектуального капитала

 

Наименование предприятия Капитал
Человеческий Организационный Потребительский
ООО «Горобина» 0,381 0,675 0,873
АОЗТ «Сумской фарфоровый завод» 0,356 0,641 0,899
ООО «Турбомаш» 0,667 0,707 0,691

 

Сравнение интегральных оценок интеллектуального капитала было бы некорректно, ведь они представляют разные отрасли и поэтому значимости отдельных составляющих интеллектуального капитала различны.

Для управления интеллектуальным капиталом, как средством конкурентной борьбы, нужно сравнивать себя с ближайшими конкурентами, находить слабые и сильные места по отношению к ним, принимать соответствующие решения и направлять своё развитие.

Для этого часто разделяют составляющие интеллектуального капитала на ресурсную и потенциальные части, показывающие направления развития, как это сделано в табл. 3.6. Предложенная в ней классификация и номенклатура элементов интеллектуального капитала не является исчерпывающей, перечни нужно корректировать в каждом конкретном случае, она лишь задает направления такой работы.

Для оценки элементов интеллектуального капитала и в целом используют самые разные методы, но чаще всего используют следующие четыре группы:

1) метод прямого измерения;

2) метод бальной оценки;

3) метод оценки рыночной капитализации;

4) метод оценки отдачи активов.

В первых двух группах оценка идет от частного к общему, а во вторых группах – наоборот. Методы первых двух групп более пригодны для анализа эффективности структуры интеллектуального капитала и его отдельных элементов. Методы последних двух групп чаще всего используются для оценки интеллектуального капитала фирмы в целом (например, при операциях купли-продажи). Но подобное разделение условно, нередко используемый метод сочетает в себе черты нескольких.

 

Таблица 3.6

Структура интеллектуального капитала

 

Человеческий (личностный) капитал Организационный капитал Потребительский (рыночный) капитал
Ресурсы Потенциал Ресурсы Потенциал Ресурсы Потенциал
Знание   Навыки   Опыт   Ноу-хау   Способность к творчеству   Креативный способ мышления   Моральные ценности   Культура Способность выйти за пределы имеющихся знаний и опыта   Стремление к самореализации и признанию   Нацеленность на результат   Непрерывное самообучение и самосовершенствование   Способность к продолжительной мобилизации и сосредоточенности   Способность к прогнозированию и работе в условиях неопределенности   Творчески активный возраст большинства персонала (в среднем около 25 лет) Патенты   Лицензии   Ноу-хау   Программы   Товарные знаки   Промышленные образцы   Информационное обеспечение   Техническое обеспечение Организационная структура   Корпоративная культура   Система мотивации творчества Свобода творчества от любых ограничений   Востребованность инновации и инноваторов   Правовая защищенность авторских прав   Высокая оплата труда   Участие инноваторов в прибыль   Толерантное отношение коллег   Восприимчивость к неожиданным решениям   Благоприятные условия труда и отдых Связи с экономическими контрагентами (ЭК)   Информация об ЭК   История отношений с ЭК   Торговая марка (бренд) Совершенствование системы коммуникаций с ЭК   Мотивированность ЭК   Учет интересов ЭК   Ориентированность на долгосрочное партнерство   Высокий имидж торговой марки   Управление торговой марки

 

Приведем простейший пример, заимствованный из зарубежной литературы и связанный с оценкой такого элемента человеческого капитала как получение знаний и основанный на методе капитализации доходов.

Исходные данные. Финансовый директор торгового холдинга решает получить диплом МВА, который производит на работодателей наибольшее впечатление в течение приблизительно пяти лет, после чего на человека начинает работать послужной список.

На момент анализа заработная плата директора составляет $ 3000 в месяц, ставка доходности равна 10 %.

Доходы в течение 5 лет после получения диплома МВА = $ 701405.

Оплачиваемые стажировки = $ 30 000.

Итого доходы от МВА = $ 731 405.

Прямые затраты на обучение = $ 96 000.

Упущенный заработок за два года обучения = $ 72 000.

Затраты на подготовку к получению МВА = $ 1545.

Итого расходы на получение МВА = $ 170 545.

Эффективность инвестирования в МВА = $ 731 405 – $ 170 545 =
= $ 560 860. Следовательно, получение степени МВА через инвестирование в знания является экономически эффективным поведением.

Сегодня все больше укрепляется понимание, что сектора экономики, основанные на знаниях и ориентированные на формирование и использование интеллектуального капитала не только очень эффективны, они являются инициирующим звеном модернизации экономики в целом и становятся главным фактором социально-экономического развития не только развитых, но и развивающихся стран. Возрастающая значимость интеллектуального капитала стала ясной и руководителям успешных компаний и руководящей элите этих государств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.