Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Представление– это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются




Представление

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В литературе авторы выделяют два основных типа представлений:

- во-первых - представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления;

- во-вторых – представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Таким образом, представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности.

Представления имеют свои характеристики:

- во-первых, характеризуются наглядностью, так как представления – это чувственно-наглядные образы действительности;

- во-вторых – фрагментарностью, так как представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют;

- в-третьих – неустойчивостью и непостоянством. Представления очень текучи и изменчивы: любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь облик, исчезнет из поля нашего сознания спустя какое-то время, как бы мы ни старались его удержать, и в этом случае придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. В то же время надо признать, что у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (писатели, художники, музыканты, спортсмены), они могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Важно отметить, что представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение присутствует не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление мебели вообще, представление компьютера вообще и т.д.), но и в представлениях конкретных предметов, так как каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть еще одну важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами, с другой, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Поэтому можно сделать вывод о том, что представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция тесно связана с сигнальной и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Этот выбор осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности для успешного решения поставленных задач.

Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Данная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

7 .3.2. Виды представлений

Сегодня существует несколько подходов к построению классификации представлений. Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация строится на основе классификации видов ощущения и восприятия, поэтому принято выделять следующие виды представлений: осязательные, обонятельные, зрительные, вкусовые, слуховые, температурные, двигательные и органические.

Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов (цвет, форма, объем), однако, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Характер наших зрительных представлений прежде всего зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают.

В сфере слуховых представлений важное значение имеют речевые и музыкальные. Речевые могут подразделяться на фонетические и темброво-интонационные. Фонетические встречаются в тех случаях, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Темброво-интонационные – когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь конкретного человека.

Двигательные представления всегда связаны с актуальными ощущениями. Так, например, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Двигательные представления условно можно разделить на две группы: 1) представления о движении всего тела или отдельных его частей; 2) речевые двигательные представления. Первые, как правило, являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами; вторые являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Пространственные представления подразделяются на плоские и трехмерные. Эти представления, как правило, схематичны и бесцветны. Они в основном являются зрительно-двигательными представлениями и важны как при передвижении по конкретному маршруту, так и при освоении ряда научных дисциплин.

Б.М.Теплов считает, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

1) по их содержанию - с этой точки зрения можно говорить о представлениях технических, музыкальных, литературных, исторических и т.д.;

2) по степени обобщенности представления можно подразделять на частные (основанные на наблюдении одного предмета) и общие (обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов);

3) по степени проявления волевых усилий – на непроизвольные (возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека) и произвольные (возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели).

Таким образом, все основные виды представлений в той или иной мере связаны между собой, а деление их на классы носит достаточно условный характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.