Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики, виды и формы мышления




Мышление

Механизмы создания образов воображения

Создаваемые образы в процессе воображения формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Данный процесс проходит в два этапа. На первом происходит своеобразное расчленение впечатлений или представлений на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он нам представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование его частей. Вторым этапом формирования образов воображения является осуществление синтезирующей деятельности воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа посредством присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации служат: образ кентавра, автомобиль-амфибия, крылатый человек и т.п. Агглютинация также может осуществляться с помощью включения уже известных образов в новый контекст: между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Данный процесс полностью контролируется, кроме сновидений, и ему предшествует определенная идея или цель, поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее значимыми для человека способами переработки представлений в образы воображения являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В результате могут возникать искажения, что очень распространено среди детей. В случае достаточно полного восприятия объекта, когда можно наблюдать забывание каких-либо несущественных деталей. Причиной схематизации также может быть сознательное отвлечение от второстепенных сторон объекта, т.е. представления сводятся до определенной схемы.

Акцентировка сводится к выделению наиболее существенных, типичных признаков образа, например при создании художественных образов. В этом случае, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека его создающего.

 

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс отличается рядом специфических признаков и характеристик.

Первым признаком является обобщенное отражение действительности, так как мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира.

Второй признак – это опосредованное познание объективной реальности, т.е. благодаря мышлению человек в состоянии выносить суждения о характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними путем анализа косвенной информации.

Третьей характерной особенностью мышления является то, что оно всегда связано с решением какой-либо задачи в процессе познания или практической деятельности, которое осуществляется с помощью определенных умственных операций.

Исключительная особенность мышления – это тесная связь с речью, находящая свое отражение в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, поэтому речь является орудием мышления. Выражение мысли словами представляет собой процесс, включающий несколько этапов. На первом этапе происходит формирование мотива высказывания. На втором – возникает мысль и общая схема того содержания, которое в последующем должно быть воплощено в высказывании. По мнению Л.С.Выготского на этом этапе происходит перекодирование замысла в развернутую речь. Механизмом, порождающим названный процесс является внутренняя речь человека. Третий - завершающий этап характеризуется появлением развернутого внешнеречевого выражения мысли.

Выделение видов мышления производят по различным основаниям (Рис 7.5).

 
 

 

 


Рис. 7.5 Основные виды мышления

 

По форме мышление подразделяется на:

- наглядно-действенное – наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта;

- наглядно-образное – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Как правило, такой вид мышления преобладает у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также ярко выражен у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества;

- абстрактно-логическое – оно дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. Кроме того, направленно на понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также позволяет выяснить способность логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой.

К числу основных форм мышления авторы относят: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название, и отличающиеся общностью признаков (растение, река, автомобиль, термометр). Они возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит, в первую очередь, через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов, т.е. в результате движения от частного к общему. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете (“Москва”, “Жигули”, “Сосна”, “Овчарка”, “Волга”).

Достаточно сложный процесс усвоения понятий осуществляется в несколько этапов. Основой формирования понятий является практика. Когда практического опыта недостаточно понятия имеют искаженный вид. К числу неосознаваемых мы, например, относим понятие “времени” и “пространства”. Усвоение понятий может происходить в результате специально организованного обучения или самостоятельно в процессе деятельности. Психологи выделяют несколько способов усвоения понятий через практический опыт. Простейший называют стратегией экземпляра. Эта стратегия широко используется детьми и лучше работает с типичными примерами. В процессе взросления человек начинает активно пользоваться стратегией проверки гипотезы. Он изучает известные примеры понятия, ищет признаки, относительно общие для них, и выдвигает гипотезу, что именно эти общие признаки характеризуют данное понятие. Эта стратегия основана на абстракциях.

Существуют факторы, которые способствуют усвоению понятий: во-первых, варьирование признаков предмета. Чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте, тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете; во-вторых, использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств. Овладеть понятием – это значит не только уметь назвать его признаки, но и уметь применять понятие на практике, т.е. уметь оперировать им. Наиболее важным моментом в усвоении понятия является его осознание. Осознание понятия рассматривается как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание. Понимание современной психологией трактуется, как способность постичь смысл и значение чего-либо.

Суждение как форма мышления и понимание самым тесным образом связаны. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности. Суждение основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Богатство связей предметов не всегда отражается в нашем суждении, так как глубина понимания различных предметов и явлений может варьироваться. На первом уровне понимания человек может лишь обозначить предмет или явление, относя их к самой общей категории. Например, когда маленький ребенок все транспортные средства называет «машина». Более высокий уровень понимания достигается тогда, когда общая категория хорошо нам известна, т.е. ребенок уже в состоянии различать пассажирский и грузовой автомобильный транспорт. Еще более высокий уровень понимания возникает тогда, когда уже осмысливаются не только общие, но и специфические особенности предмета, например, ребенок успешно распознает различные модели автомобилей. Углублению понимания способствуют осознание свойств предметов и явлений, их отношений между собой, а также понимание причин происхождения того или иного явления.

Отчетливость осознания связей и отношений является второй существенной особенностью понимания. На начальном уровне данной способности мы лишь чувствуем смысл того, что стремимся понять, а на более высоких -все с большей ясностью понимаем смысл того или иного понятия.

Третьей характеристикой понимания является полнота осмысления. Значение этой характеристики зависит от сложности воспринимаемого предмета или явления.

Последняя существенная особенность понимания – обоснованность или осознание оснований, в силу которых наше понимание предметов и явлений надо считать правильным. Необходимо отметить, что бывают случаи, когда человек не может доказать истинность своих суждений.

В психологической литературе выделяют два основных вида понимания: непосредственное, которое достигается без значительных усилий и опосредованное (дискурсивное), характеризующееся наличием значительных усилий при достижении понимания с активным использованием умственных операций.

Умозаключение является высшей формой мышления, возникающей в процессе оперирования различными суждениями с использованием определенных умственных операций, представляющей собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.