Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные процессы и механизмы памяти




Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринимаемой нами информации. Основными характеристиками являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. По степени активности протекания процесс запоминания подразделяется на два вида: преднамеренное и непреднамеренное.

Главной особенностью преднамеренного запоминания является проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Произвольное запоминание представляет собой своеобразную и сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные действия. Многократное повторение, к примеру, учебного материала, позволяет точно и прочно его запомнить.

Непреднамеренное – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след в коре головного мозга. Легче всего запоминается то, что непосредственно связано с интересами, желаниями, целями и задачами деятельности человека. Непроизвольное запоминание, отчасти, также носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

Экспериментальные исследования отечественного психолога П.И.Зинченко убедительно доказали, что в определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. При этом в своих работах отмечает А.А.Смирнов, все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал и сохранить его в своей памяти. Данная деятельность называется мнемической.

Важной характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. В связи с этим принято выделять осмысленное и механическое запоминание. В отличие от механического осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Наукой доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического, так как требует от человека значительно меньше усилий и времени. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. В тоже время механическое и осмысленное запоминание тесно переплетаются друг с другом.

Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, общую тему. Второй метод, облегчающий запоминание – выделениесмысловых опорных пунктов. В этом случае каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана – это обобщенный заголовок определенной части текста. За счет перехода от одной части к следующей достигается логическая последовательность основных мыслей текста, что существенно облегчает его припоминание.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями и событиями. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Осмыслению материала помогает его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Психологической науке известны дваспособа повторения: концентрированное и распределенное. Первый способ заучивания материала характеризуется тем, что оно осуществляется в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва, а при распределенном – каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Распределенное повторение, согласно исследованиям, рациональнее концентрированного, так как оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. К методу распределенного заучивания близок метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. При этом заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

Продуктивность запоминания зависит также и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. Авторы выделяют три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Смысл первого способа состоит в том, что заучиваемый материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором – материал делиться на части и каждая часть заучивается отдельно. Третий способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Исследования показывают, что комбинированный вариант заучивания является наиболее продуктивным. Важно отметить, что продуктивность запоминания зависит также и от характера материала, и от уровня самоконтроля человека.

Итак, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы.

Сохранение как процесс памяти тоже имеет свои закономерности. Оно может быть как динамическим, так и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении информация изменяется незначительно, при статическом, наоборот. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Данный процесс проявляется в различных формах, например: в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими; в изменении последовательности материала; в степени его обобщения.

Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета или явления, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение, как и запоминание, может быть преднамеренным и непреднамеренным. При произвольном воспроизведении мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель, например что-либо из нашего прошлого опыта. Во втором случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Воспроизведение может протекать в форме длительного припоминания, т.е. достижение поставленной цели (вспомнить что-либо) осуществляется через достижение промежуточных целей (стараемся вспомнить все факты). Таким образом, воспроизведение связано не только с волевыми, но и процессами мышления.

Узнавание какого-либо объекта или предмета происходит в момент его восприятия. Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Оно наименее определенно в тех случаях, когда мы испытываем лишь чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из нашего прошлого опыта не можем. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего, так как оба варианта узнавания развертываются постепенно и являются сложным мыслительным и волевым процессом. Помимо правильного существует и ошибочное узнавание, кроме того, процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Бывает так, что мы можем узнать какой-либо предмет, но воспроизвести его, когда он отсутствует не в состоянии. Также встречаются случаи обратного рода, но, как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию и проявляется в двух основных формах: 1) невозможность припомнить или узнать; 2) неверное припоминание или узнавание.

Забывание протекает во времени неравномерно: наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала. Различные факторы могут влиять на скорость протекания процессов забывания. Например, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком или если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения, от возрастных особенностей человека, от степени его умственного и физического утомления. Еще в качестве фактора ускоряющего процесс забывания может выступать деятельность, следующая за заучиванием, яркие посторонние раздражители, а также сильные психические и физические травмы, болезни нервной системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.