Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Под памятьюмы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта




Память

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти каждый из нас в состоянии накапливать информацию, не теряя присутствующих знаний и навыков. Большинство авторов считает, что память необходимо рассматривать как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. В конце XIX в. немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, можно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием заключался в заучивании бессмысленных слогов. В результате этого ученый вывел основные кривые запоминания материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может пережить десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г.Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем, точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся в конце («эффект края»). Важным достижением Г.Эббингауза было открытие закона забывания. Он был выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. Было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание вначале идет очень быстро: в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого. Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который в конце 20-х гг. XX в. приступил к изучению вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками доказал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, проводимые в русле психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. А.А.Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. В последние тридцать лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами.

Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми. Теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В понимании ассоцианистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются. Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову, ассоциации – не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. На смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация – гештальт. «Гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Основной постулат направления, возникшего в Германии в первой трети XX в., гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Исследуя память, приверженцы этой теории исходили из того, что при запоминании и воспроизведении состояние человека, актуальное в данный момент времени, создает у него определенную установку, активизирующую в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводится материал. «Установка» контролирует ход запоминания и воспроизведения, осуществляет отбор важной информации. При помощи экспериментов проводимых в русле гештальтпсихологии было получено много интересных фактов. Например, Б.В.Зейгарник доказал, что незавершенные действия вспоминаются гораздо легче, чем завершенные, а К.Левин показал, что мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

В то же время необходимо отметить, что, несмотря на определенные успехи, гештальттеория не смогла обоснованно ответить на вопрос о происхождении памяти, как и два других направления: бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала; представители психоанализа значимость эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании.

Представители смысловой теории памяти (А.Бине, К.Бюлер) утверждали, что работа соответствующих процессов в прямую зависит от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

Таким образом, несмотря на то, что психология располагает сегодня обширным материалом по проблеме изучения памяти, многие вопросы по-прежнему остаются нерешенными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.