Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды умственных операций




К числу основных видов умственных операций авторы относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, абстракцию и конкретизацию.

Анализ или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Благодаря этой операции мы можем разложить целое на части, т.е. она позволяет понять структуру того, что нами воспринимается или вспоминается. Анализ также позволяет мысленно выделить отдельные свойства предмета: толщину, вес, плотность, скорость движения, силу воздействия и др.

Синтез – это есть противоположная анализу операция, которая позволяет мысленно соединять части предметов и явлений в единое целое. Как для анализа, так и для синтеза характерно мысленное оперирование свойствами предметов. Например, мысленно складывая отдельные части какого-либо механизма, мы можем представить, как он выглядит в целом, каковы законы его функционирования. Важно отметить, что синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и воспоминаний или представлений. Анализ и синтез изначально возникают в практической деятельности, начиная с детского возраста при выполнении действий с предметами. Легкость их выполнения зависит от того, насколько сложную задачу мы пытаемся решить. Операции анализа и синтеза участвуют в каждом сложном мыслительном процессе, являясь противоположными по своей сути, тесно связаны между собой.

Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Г.Эббингауз, изучая процессы забывания, отмечал, что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки, и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируются несущественные признаки предметов и явлений.

Дедукция, являясь противоположным процессом индукции, есть умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знание причин, вызывающих весенний паводок, МЧС строит свои профилактические мероприятия по предупреждению наводнения. В то же время дедуктивные суждения часто наталкиваются на определенные затруднения, которые вызваны тем, что наблюдаемый нами случай не осознается как случай, попадающий под действие того или иного общего положения.

Сравнение или операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Например, предметы и явления можно классифицировать согласно различным основаниям: по признаку веса или объема, цвета или плотности, назначения или прочности и т.д. Сравнение может осуществляться двумя путями: непосредственно и опосредованно. При непосредственном мы сравниваем два предмета или явления, воспринимая их одновременно. Осуществляя сравнение при помощи умозаключения, мы делаем это опосредованно. Непременным условием успешности операции сравнения служит правильное выделение важнейших признаков сравниваемых предметов. Достоверность умозаключений по аналогии при опосредованном сравнении будет зависеть от того, насколько взаимообусловлены между собой признаки сравниваемых предметов. Так, например, строение рек на всех континентах практически одинаковое, значит, мы можем предположить, что и законы их происхождения примерно идентичны.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации. Характеризуемая мыслительная операция широко используется при образовании и усвоении новых понятий. Например, представляя образ компьютера, мы вспоминаем целый класс предметов. При образовании и усвоении абстрактных понятий, как правило, используются конкретные понятия. В отличие от конкретных абстрактными называются понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. К ним можно отнести: слабость, мягкость, глупость, радость и т.п. Важно отметить, что абстракциям необходима чувственная опора, иначе она становится бессодержательной и формальной. Среди видов абстракции выделяют: практическую; чувственную и высшую (опосредованную), выраженную в понятиях.

Осуществляя операции абстракции можно столкнуться с ошибками двоякого рода. В одних ситуациях, усваивая определенные понятия (законы, положения, аксиомы), мы не можем отвлечься от конкретных примеров, с использованием которых производится формирование понятия, в результате чего мы не можем использовать его в других условиях, т.е. человек не может сразу применять на практике сформированные в процессе обучения понятия. В других – при осуществлении операций абстракции происходит отвлечение от существенных признаков предмета или явления, поэтому пытаемся обобщить то, что нельзя обобщать и, как следствие, формируется искаженное или ложное представление.

Конкретизация, являясь процессом противоположным абстракции - есть представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы стремимся представить себе предметы и явления во всем многообразии свойств и признаков. Конкретизация, по существу, выступает как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общие понятия, мы лучше понимаем их смысл. Например, конкретизацией понятия «транспортное средство» являются понятия «автобус», «легковой автомобиль», «мотоцикл», «гужевая повозка».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.