Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды, формы и функции речи




Речь человека весьма многообразна, имеет разнообразные виды и формы (Рис. 7.6). К числу двух основных видов речи авторы относят: устную и письменную. Исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора или диалога. Важной особенностью диалоговой речи является то, что она активно поддерживается собеседником, использующим простейшие обороты языка. Другая форма - монологическая речь, т.е. произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но на прямую в ней не участвуют, например: чтение лекции, выступление с докладом, призывы оратора. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, так как она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли, следя за тем, как усваивается передаваемая им информация слушателями.

 
 

 

 


Рис. 7.6 Виды и формы речи

 

Диалогическая и монологическая речь может быть по форме как активной, так и пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека, а речь слушающего выступает в пассивной форме. Важно сказать, что изначально у детей получают развитие пассивные формы речи, а затем, в более старшем возрасте, активные. В зрелом возрасте тоже наблюдаются свои особенности, например в одном случае человек достаточно хорошо излагает свои мысли, но совсем не умеет слушать другого, а в другом – прекрасно понимает речь другого, но с большим трудом выражает собственные идеи.

Письменная речь в отличие от устной изображается графически, с помощью письменных знаков. Преимущества письменной речи перед устной выражаются в следующем: во-первых, письменную речь можно строить более произвольно; во-вторых, возможен возврат к написанному ранее тексту, поэтому письменную речь легче воспринимать. В то же время она является более сложной по своей структуре и лишена эмоциональной окраски. Кроме того известен тот факт, что одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно.

Кинетическая речь – это древнейший вид, использующийся сегодня в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи. Для глухонемых от рождения или потерявших возможность слышать и говорить в результате несчастного случая кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи, но она сегодня более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

Еще к числу основных видов речи можно отнести внутреннюю и внешнюю. Внешняя непосредственно связана с процессом обмена информацией, а внутренняя – с обеспечением процесса мышления.

Необходимо отметить, что любой видречи несет определенную функциональную нагрузку. К числу основных функций речи можно отнести: сообщение, обозначение, воздействие, выражение.

Функция сообщения выражается в обмене информацией и мыслями с помощью слов. Предположительно, именно данная функция в историческом плане явилась первоисточником развития речи человека, а также в современном мире организует взаимодействие между людьми.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря этой функции каждый из нас в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, что стало возможным лишь при достижении высших ступеней речевого развития.

Осуществляя функцию воздействия в процессе речи, человек пытается побудить другого или группу людей к определенному действию или способствует формированию у слушателей на что-либо определенной точки зрения. Данная функция, как правило, находит свое отражение в форме призыва, приказа или убеждения.

С помощью функции выражения человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению, к самому себе. Высказывание нашего отношения несет в себе определенную эмоциональную окраску, что ведет к пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.