КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие внимания
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Впервые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители, причем это происходит только в случае их резкой смены. С третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В пять-семь месяцев ребенок в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, особенно заметно проявление интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание достаточно развито. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. По мнению Н.Ф.Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них начинает проявляться сознательность. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво, ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители, его внимание чрезмерно эмоционально. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития, школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка. (Маклаков А.Г., 2008).
Вопросы для самоконтроля 1. Что дают человеку ощущения и восприятие для познания мира? 2. Что является физиологическим механизмом ощущений? 3. Какие вы знаете классификации ощущений? 4. Что такое модальность «ощущений»? 5. Расскажите об основных свойствах ощущений. 6. Расскажите о сенсорной адаптации. 7. Что такое сенсибилизация? Приведите примеры. 8. Что такое синестезия? Приведите примеры. 9. Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс. 10. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? 11. Охарактеризуйте основные свойства восприятия. 12. Каковы основные механизмы восприятия человеком движения и времени? 13. Что представляют собой иллюзии восприятия, и каким образом человеку удается избавляться от них? 14. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии? 15. Что такое память и ее роль в жизни человека? 16. Какие известны виды памяти? Что типично для каждого из них? 17. Как связаны между собой кратковременная, долговременная и оперативная память? 18. Какие теории памяти вы знаете? 19. Охарактеризуйте процессы памяти. 20. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти. 21. Какие вы знаете приемы и способы запоминания? 22. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами. 23. Объясните, в чём основное отличие воображения от представлений памяти. 24. Какую роль воображение играет в практической деятельности человека? 25. Назовите основные виды воображения. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? 26. Раскройте механизмы создания образов воображения. 27. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Чем мышление отличается от чувственного познания? 28. Дайте характеристику видов мышления по различным основаниям. 29. Охарактеризуйте основные формы мышления. 30. Какова роль понимания в усвоении понятий и образовании суждений? 31. Назовите основные мыслительные операции и раскройте их содержание. 32. Дайте определение понятий «речь» и «язык». 33. Чем отличается речь человека от звуковой сигнализации животных? 34. Охарактеризуйте виды речи, назовите их основные функции. 35. Дайте общую характеристику этапов овладения ребёнком фонетикой и грамматикой родного языка. 36. Дайте определение внимания. Раскройте физиологические механизмы внимания. 37. Какова роль внимания в психической деятельности человека? 38. Охарактеризуйте виды внимания. 39. Перечислите качества внимания. Раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности человека. Назовите факторы, положительно или отрицательно влияющие на проявление этих качеств.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |